Натюрморт в стиле ванитас. Живой язык символов жанра "ванитас"

И несколько его офортов. В первую очередь, посетителям нужно показать портреты старика и старушки. Образы стариков очень проникновенны, они передают не столько внешнюю красоту, уже давно ушедшую. Их внешняя привлекательность осталась в прошлом. Мастер с удивительным талантом показывает, насколько богата внутренняя жизнь его героев, их внутренний мир.

Рембрандт “Портрет пожилой женщины” Рембрандт “Потрет старика”

Одним из блестящих шедевров музея является полотно .

Сюжет повествует об истории иудейской девушки по имени Эсфирь. Она становится женой восточного деспота, царя Артаксеркса, который не знает о её происхождении. Когда первый министр Артакеркса, Аман, готовит тайный приказ об истреблении всех иудеев, узнавшая о его жестоком замысле Эсфирь берёт с мужа клятву, что он будет бороться со всеми её врагами и врагами её народа. Узнав о тайном заговоре Амана, Артаксеркс велит казнить его. Царь следует данной им клятве и встает на сторону супруги. На полотне изображён некий пир, на котором выясняются все подробности тайного замысла Амана. В центре сидит Артаксеркс, рядом с ним – Эсфирь. На противоположной стороне – Аман. При помощи света и композиции Рембрандт показывает, кто окажется победителем в этом противостоянии. Фигура Эсфири ярко освещена, она не просто светится, а вся сияет, блистает. Фигура Амана оказывается в тени и сразу становится ясным, что победительницей в споре выйдет именно Эсфирь.

Подробно о полотнах Рембрандта рассказано в серии публикаций:


Зал 11. Искусство Голландии XVII века

Методический совет: после , где экспонируется , показывать сразу зал № 11. Зал Рембрандта – проходной, чтобы продолжать экскурсию, через этот зал придётся пройти дважды. В том случае, когда работы Рембрандта показывают на выходе, контраст будет ярче и впечатление окажется сильнее. Получается так, что вы показываете огромные картины фламандских художников, а потом заходите в зал № 11 с небольшими и тёмными картинами голландских мастеров в скромных рамах. Поэтому, целесообразно пройти сразу в зал , а на возврате показать .

Всё голландское искусство того времени связано с протестантским сознанием XVII века. Художники изображали горожан, бюргеров, даже ремесленников, купцов, у которых скромные, но уютные жилища и которые украшают свои дома такими же небольшими, скромными картинами. В Голландии в это время полотна создаются отнюдь не по заказу церкви или аристократии, как во Фландрии. Это совсем другой социальный заказ. И картины совершенно иные. В будние дни такие картины закрывали шторками, чтобы их не засиживали мухи, не садилась пыль. Когда наступал праздник, приходили гости или просто хотелось посмотреть на картину, шторки открывали, а потом, непременно, закрывали вновь. Поэтому художники писали очень маленькие, уютные картины. Не случайно живописцев, создававших такие образы, называют .

Есть разные версии происхождения этого термина в искусстве и все они отчасти верны. С одной стороны, эти художники менее известны, чем Франс Халс и Рембрандт – великие голландцы, то есть все остальные – малые по сравнению с ними. С другой стороны, эти камерные работы отличаются малым форматом, скромным сюжетом, бытовыми образами, всегда взятыми из жизни. То есть малые – не великие, малые – по малому размеру полотен, малые – потому что сюжет картин был не героический, а бытовой, камерный.

Натюрморты. Искусство Голландии XVII века

Очень популярны были натюрморты. Картины голландских мастеров невероятно живоподобны. Голландская живопись XVII века – это уже начало реализма в живописи. Натюрморты удивительно реальны, но они гораздо скромнее, естественнее, чем у фламандцев. “Малые голландцы” пишут не изобилие даров моря или плодов земли, а так называемые «завтраки», изображающие несколько скромных, будто даже забытых вещей. Не случайно на их картинах удивительное ощущение тихой жизни предметов. По-голландски это «стил ливен», натюрморт – это французское название. В северно-европейских языках это название переводится не как мёртвая природа, а как тихая жизнь.

Питер Клас “Завтрак” Геррит Виллемс Хеда “Ветчина и серебряная посуда”

Пейзажи. Искусство Голландии XVII века

В нижнем ряду мы видим пейзажи и опять же они не огромные и монументальные, а маленькие, которые изображают реальные задворки какой-то голландской деревни. В коллекции представлена работа Яна Йозефса ван Гойена “Вид реки Ваал у Неймегена”.

Ян Йозефс ван Гойен “Вид реки Ваал у Неймегена”

Крепость Неймеген сыграла очень большую роль в национально-освободительной борьбе. Но мы видим не город-герой, а маленькую крепость на берегу реки. Главными героями здесь становятся коровы, которые пришли на берег реки напиться воды и рыбаки, тянущие сети.

Наше внимание привлекает бочка, плывущая по реке. Это тихий, мирный, уютный мир, мир привычный, мир, который мастера видели ежедневно, мир повседневной обыденности. Но гениальность голландских живописцев XVII века заключается в том, что они сумели за этой обыденностью увидеть красоту. Для этого не надо идти на край света, и искать эффектные горы и закаты, а нужно просто выглянуть в окно и сказать: «Ох, как красиво!» и передать это на своём полотне.

Голландцы также стали одними из основоположников бытового жанра. Собственно, окончательное разделение живописи на жанры произошло в Голландии в XVII веке, где был очень популярен именно бытовой жанр.
Картин бытового жанра у нас достаточно много, следует обратить внимание на три вещи.

Бытовой жанр. Искусство Голландии XVII века

Одна из картин – «Крестьянская свадьба» Яна Стена. Сюжет этой картины очень интересен.

Ян Хавикс Стен “Крестьянская свадьба”

Видно, что все гости жениха и невесты как-то очень странно смеются, а мальчик с ехидной улыбкой показывает на живот невесты. Немолодому солидному жениху подсунули молодую, но беременную невесту. Он ещё об этом не знает и здесь его, блудливо посмеиваясь, зовут в супружескую спальню. Это правая часть композиции. В левой части изображено, как девушка беседует со священником, мать кормит дитя, девочка играет с собачкой. Собачка – символ верности. С одной стороны показано, как делать не нужно, а с другой стороны – как должно поступать, на картине ясно приведён пример дурного и хорошего поведения.

Бытовой жанр. Нравоучения.

Голландская живопись XVII века была невероятно нравоучительной. И то, что нам иногда кажется почти развратной сценой, на самом деле является примером того, как не следует вести себя или, наоборот, указанием на то, как делать нужно. Например, в картине Терборха изображён бокал вина. Мы видим девушку, которую юноша угощает вином и она уже готова это вино выпить. На самом деле вино – это символ распущенности, а в данном случае – это символ свободной любви. Если мужчина предлагает девушке бокал вина, а она этот бокал вина принимает, то, очевидно, что она примет и все прочие его предложения.
Герард Герардс Терборх “Сцена в кабачке”

Более сдержанная сцена – это сцена с попугаем. На самом деле попугай – это символ праздности и глупости. Здесь девушка, вместо того, чтобы заниматься шитьём, подумывает о другом, не столь целомудренном занятии. Мы видим, что она закрыла свою шкатулку для рукоделия, а попугая выпустила из клетки, то есть она выпустила из клетки свою праздность и глупость.
Габриэл Метсю “Девушка за работой”

Больной старик. Искусство Голландии XVII века

И, наконец, сцена в углу, картина – «Больной старик». В советские времена здесь лили слёзы, оплакивая грустную старость этого старика, которому молодая дочь суёт сухие кости вместо еды.

На самом деле, здесь совершенно иной сюжет. Дело происходит в публичном доме, куда пришёл этот старик. Сводня, написанная в центре, предлагает ему молодую девушку. Девушка ему отвечает: «Пожалуйста, всё за ваши деньги». В руке у старика кошелёк с деньгами. Однако сухие кости как бы говорят, что старый сластолюбец уже сам, как высохшая кость, и его затея не стоит выеденного яйца. Это подчёркивают разбросанные по полу пустые выеденные скорлупки.

А на заднем плане полотна изображена прямо противоположная картина. Там видны молодые мужчины и женщины, у которых в тарелке-сетке лежат целые яйца. Здесь речь идёт о том, что торговля идёт полным ходом и всё будет успешно.

Немаловажно и то, что все свечи и лампы погасли, а на стене висит картина. Если на голландском полотне изображается ещё одна картина, то она служит неким ключом к толкованию сюжета. Картина на стене изображает ветхозаветный сюжет «Сусанна и старцы».
Ян Хавикс Стен “Больной старик”

История повествует о том, как старики домогались Сусанны, а когда девушка им отказала, то они попытались её оклеветать, сказав, что это она их соблазняла. В религиозном иудейском государстве Сусанну за это полагалось побить камнями. Но мудрый судья догадался допросить стариков по отдельности и оказалось, что в деталях их показания не совпадают. Тогда он понял, что старики обманывают суд и их наказали. В данном случае, это прямое указание на то, что за своё недостойное поведение этот старик тоже будет наказан и, судя по всему, скоро, потому что погасшие светильники в голландской живописи означают смерть.

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) с музыкальными инструментами (1628) (Амстердам, Гос.музей)

Термин восходит к библейскому стиху (Еккл. 1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).

Неизвестный художник. Натюрморт Vanitas (суета сует) с книгами (1633) (Амстердам, Гос.музей)

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:


  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.

  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.

  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.

  • Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».

  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

  • Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.

  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.

  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.

  • Песочные и механические часы — быстротечность времени.

  • Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

  • Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.

  • Глобус, как земли, так и звездного неба.

  • Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.

  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.

  • Красные сургучные печати.

  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.

  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.

  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.

  • Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.

  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:

Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)

Якоб де Гейн I. Натюрморт с черепом (1603) (82,6 х 54) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.

Aelbert Jansz. van der Schoor. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1640-1672) (Амстердам, Гос.музей)

Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).

Edwaert Collier (ок.1640 - после 1707). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1662) (Амстердам, Гос.музей)

Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.

B. Schaak. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1675-1700) (Амстердам, Гос.музей)

Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.

Franciscus Gysbrechts (до 1630 - после 1676)). Натюрморт Vanitas (суета сует) (115 х 134) (Антверпен, Корол.музей изящ.искусств)

Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке». Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Также на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрения и наследие жанра memento mori.

Harmen Steenwyck. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1640)

Jacques de Claeuw. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1650) (Амстердам, Гос.музей)

Jan Jansz. Treck (ок.1606 - 1652). Натюрморт Vanitas (Суета сует) (1648) (Лондон, Нац. галерея)

Jan Pauwel Gillemans the Elder (1618-1675). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1654) (96 x 140) (С-Петербург, Эрмитаж)

Jan van Kessel (1626-1679). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1665-1670) (20.3 x 15.2) (Вашингтон, Нац. галерея)

Joris van Son (1622-1667). Аллегория человеческой жизни (1658-1660) (124.7 х 92.7) (Балтимор, Музей Уолтерса)

N. L. Peschier. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1659-166) (Филадельфия, Музей искусств)

N.L. Peschier. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1660) (Амстердам, Гос.музей)

Peeter Sion the Elder. Натюрморт Vanitas (суета сует) (частная коллекция)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1628) (24,1 х 35,9) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1630) (39.5 х 56) (Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (ок.1628) (36 х 59) (Нюрнберг, Нац. музей Германии)

Franciscus Gysbrechts (до 1630 - после 1676)). Натюрморт Vanitas (суета сует) (85.7 х 59)

Pieter Claesz. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1636) (47 х 61) (Мюнстер, Вестфальский Гос. музей истории культуры и искусства)

Pieter Symonsz. Potter. Натюрморт Vanitas (1646) (Амстердам, Гос.музей)

Stevers. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1630-1660) (Амстердам, Гос.музей)

Бартоломеус Брейн Старший, 1-я пол. XVI в.

Филипп де Шампань, 2-я пол. XVII в.

Питер Боель, 1663

Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650

Юриан ван Стрек, ок. 1670

Винсент Лауренс ван дер Винне (1629–1702).
Холст, масло. 64*49.Подпись: (малоразборчива, первые буквы сплетены) посередине вверху: “VL ouren”.

Авторство

Считалась работой неизвестного голландского мастера XVII века (на основании подписи называвшегося иногда фантастическим именем Фиренс). Данная атрибуция впервые предложена в 1962 году. Картина отчасти близка по колориту и композиции к натюрморту Винсента Лауренса ван дер Винне, хранящемуся в Музее Франса Халса, Харлем. Подписи на обеих картинах отчасти сходны (сплетенные буквы VL); остальные буквы на картине читаются как буквы имени “laurensz”, которым всегда подписывался художник. Аналогичные мотивы картины ван дер Винне хранятся в Лувре (Париж).

На картине изображен портретный рисунок; видимо, это автопортрет автора или его портрет работы другого мастера. Черты лица изображенного схожи с портретами ван дер Винне работы Лендерта ван дер Когена и Юдифи Лейстер.

Суета Сует

Предметы представляют собой атрибуты аллегорической композиции, где книги символизируют знание и мудрость, а популярный мотив бессмертия искусства читается в музыкальном инструменте и набросках. Символом земного величия и славы служит знамя (задний план). Быстротечность и бренность показывают песочные часы. Хрупкий сосуд на боку пуст подобно человеку. Центральная прозрачная сфера, по всей видимости, служит не только атрибутом мира на работе, но и отсылает к строкам, изображенным на листе, в которых содержатся слова о пустоте и лживости земной славы. Двойной автопортрет художника (отражение в сфере и рисунок) углубляет символику произведения.

Мотив автопортрета художника, отражающегося в стеклянной сфере (восходящий к автопортрету Яна ван Эйка в сферическом зеркале в Портрете четы Арнольфини), связан с идеями хрупкости, разрушения мира, внутри которого живет мастер, создается искусство; стеклянная сфера в эмблематике XVII–XVIII веков имела именно это значение хрупкости земных дел.

Еще одна деталь натюрморта может быть расшифрована как мотив «Ванитас» - изображение счетной книги, в которой подводятся итоги за день, ведется счет убывающим дням; на картине мы видим именно такую книгу продолговатой формы, помеченную типичным знаком торговой фирмы, в который должна была включаться буква «М».


Филипп де Шампань (1602-1674). Жизнь, смерть и время. Около 1671 года / Philippe de Champaigne"s Vanitas is reduced to three essentials: Life, Death, and Time. circa 1671. 28х37 cm Musée de Tessé , Le Mans, France. via

Примерно в то же время, когда строгие монахи здоровались вспоминая о смерти, и чуть раньше: в 16-17 веках в Нидерландах и Фландрии получил распространение аллегорический тип картин vanitas. Это слово переводится с латыни как "суета; пустота, бессодержательность, ничтожность; тщетность, бесполезность; лживость, хвастовство, тщеславие, легкомыслие". В картинах ванитас композиционным центром служил человеческий череп, они предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.

Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464). Триптих семейства Брак, около 1452 г. Триптих в закрытом виде. Лувр, Париж / The outer panels of Rogier van der Weyden"s Braque Triptych shows the skull of the patron displayed in the inner panels. The bones rest on a brick, a symbol of his former industry and achievement

Название Ванитас происходит от фразы "Vanitas vanitatum et omnia vanitas" / "Суета сует и всяческая суета" из Книги Екклесиаста или Проповедника, авторство которой приписывают царю Соломону, в Библии она помещается среди Соломоновых книг. Впервые слова "Vanitas vanitatum et omnia vanitas" встречаются в латинском переводе Библии Вульгате.

3.

Andrea Previtali called Cordeliaghi (1470-1528) (Italian) (Painter). Portrait of a Man - Memento Mori. Panel. 23.8 x18 cm. Museo Poldi Pezzoli. Inv. 1598verso.

"Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.

4.

Jan Gossaert (1478-1532). Trompe-l"oeil Skull. Date 1517, wood. 43x27 cm. Louvre Museum. via

Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.

5.

Бартоломеус Брейн Старший (около 1493-1555). Ванитас, первая половина XVI в. / Barthel Bruyn the Elder (circa 1493-1555). Vanitas, oil on panel. Dimensions 61 × 51 cm. Current location Kröller-Müller Museum. Inscriptions: Placecard next to the skull reads in Latin: Omnia morte cadunt, mors ultima linia rerum. In English translation: Everything passes with death, death is the ultimate limit of all things via

Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

6.

Solesmes, Bibliothèque de l’abbaye Saint-Pierre, 018, f. 145. Heures d’Ottobeuren, 16th century

Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

7.


Livre d"heures, en latin et en français, à l"usage de Cambray. Devise. Vous seul. Date: 1401-1500. Bibliothèque de l"Arsenal, Ms-1185 réserve. Provenance: bnf.fr.

Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас.
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

8.

Douai, Bibliothèque municipale, 0118, detail of f. 281 (marginal illustration for Office of the Dead). Early 16th cent. via

Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.

9.

San Marino, Huntington Library, HM 01132, detail of f. 106. Book of Hours, use of Rome. Italy, late 15th century

Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа;

10.


St. Gallen, Stiftsbibliothek, Cod. Sang. 357, detail of f. 343. Missal. St. Gall, 1555

потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь."

11.

Винсент Ван Гог (1853-1890). Череп, 1887 / Van Gogh, Skull, 1887. Oil on canvas, 41.5 x 31.5 cm. Van Gogh Museum, Amsterdam.

(лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие») - жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!»).

Симон-Ренар де Сен-Андре, ок. 1650

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
Череп - напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
Гнилые фрукты - символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
Цветы (увядающие); роза - цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак - успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан - объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) - символ возрождения и круговорота жизни.
Морские раковины, иногда живые улитки - раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка - олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
Мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla - «человек есть мыльный пузырь».
Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей - горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
Курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
Карнавальная маска - является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары - зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор - чистоту. Ступка и пестик - символы мужской и женской сексуальности. Бутылка - символ греха пьянства.
Нож - напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
Песочные и механические часы - быстротечность времени.
Музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо - символ наук.
Глобус, как земли, так и звездного неба.
Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) - символы живописи и поэзии.
Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
Красные сургучные печати.
Медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями - драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
Оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев - знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
Ключи - символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
Руины - символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:

Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть - последняя граница всех вещей); Nil omne (всё - это ничего)

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет - персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.

Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах - самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт - именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна). Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas - обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.
Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.
Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке». Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Так же на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрение и наследие жанра memento mori .


Бартоломеус Брейн Старший, перв. пол. 16 в. Vanitas

Эмблема смертности человека. В то же время он рассматривается как вместилище души, жизни существа и наделяется особой ритуальной ценностью со времен палеолита. У кельтов он почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала здоровье и богатство. Череп - атрибут индуистских отшельников, санньясинов, в знак их отречения от мира на пути к спасению. Также выступает атрибутом грозных божеств тибетского пантеона. Даосских бессмертных (сянь) часто изображают с непомерно разросшимся черепом - знак того, что они накопили в своем мозгу огромное количество энергии ян.



Х. Стенвик. Vanitas

Мусульмане связывают известное изречение о том, что судьба человека написана на его челе, со швами черепа, извивы которых походят на буквы.


Х. Стенвик. Vanitas

Череп, как и коса, и старуха входит в основную матрицу символов смерти. Череп является атрибутом многих изображений христианских апостолов и святых, таких как ап. Павел, св. Магдалина, св. Франциск Ассизский. Отшельники часто изображаются с черепом, что свидетельствует об их размышлениях о смерти. На некоторых иконах распятие изображается с черепом и костями в подножии и служит напоминанием о смерти на кресте. Согласно одной легенде, крест этот стоял на костях Адама, а благодаря распятию Спасителя на нем, все люди обретут вечную жизнь.


Адриан ван Утрехт. Натюрморт с букетом и черепом.

В западной культуре смерть была сдвинута с причитающегося ей места в жизненном цикле, хотя является самой древней, как и рождение, основной биологической функцией. Механизмы умирания разработаны природой с тем же вниманием, что и механизмы рождения, с заботой о благе организма, с тем же обилием генетической информации для руководства во всех фазах смерти, которую мы привыкли находить в критических ситуациях нашей жизни. Поэтому смерть расставляет свои знаки, заботливо предупреждает о своем приближении. Недаром древнее «помни о смерти» должно было выразиться в символике и знаках, которые проставляются на дорогах жизни. Гадатели разного рода имели человеческий череп для различного вида колдовства, например, клали у своего изголовья и призывали череп говорить правду.


А. де Переда. Vanitas

В алхимии «мертвая голова» - остатки в тигле, бесполезные для дальнейших действий и превращений продукты алхимических распадов. В переносном смысле - нечто, лишенное всякого содержания, мертвая форма, своего рода шлак. Сабиняне считали, что человеческая душа спускается именно к черепу, поэтому из черепов делали ритуальные чаши. Рабби Маймонид делал воскурение мирта вокруг черепа, рабби Элеазар описывал способы изготовления терафима - закалывали первенца, отрубали голову, солили и клали под язык золотую пластинку с надписью, после чего ждали от него сообщений. Недаром терафима похитила Рахиль, чтобы голова не оповестила Лавана, что Иаков бежал. Пережитки лемурийского культа терафима мы видим в христианстве - Адамова голова, а также в оккультном рейхе, где был орден и целая дивизия под названием «Мертвая голова». И даже в современной жизни - одним из знаков международного московского кинофестиваля была красная голова терафима.


C. Штоскопф. Vanitas

У некоторых народов Сибири существовал обычай: ставили голову убитого зверя, например, медведя, и просили у его родового духа-покровителя прощения, за то, что пришлось убить это животное. У мексиканцев глубины земные отдаются черепу. Черная метка - знак мертвой головы у пиратов и флибустьеров - присылался как предупреждение тому, кому уготована смерть.
Именно из черепа убитой лошади выползает змея, ужалившая Вещего Олега.



Ф. Гийсбрехтс. Vanitas.



Ф. де Шампань. Натюрморт с черепом. (Vanitas)

Белый череп - знак высшей сефиры, которая выделяет росу и возвращает умерших к жизни. Скандинавский Один всегда брал с собой голову Мимира, которая приносила ему вести из других миров. История огненного черепа Якова де Моле символизирует витальную жизненную силу, и эта история началась в 1314 году, когда главного магистра ордена Рыцарей Храма сожгли на костре. Говорят, что оставшиеся в живых тамплиеры заплатили палачу и он, притушив огонь, вынул череп, который потом очистили. Затем череп вместе с идолом Бафометом был отправлен в Шотландию, откуда уже во времена покорения масонами Америки, перекочевал в городок Чарльстоун, где его и оприходовали современные палладисты. По свидетельству Альберта Пайка, во время контакта высших чинов ордена с этим черепом, который покоился на черной гранитной колонне, внутри черепа вспыхнул свет и залил все помещение.



М. Харнетт. Смерть и бессмертие. 1876


П. Клаас. Vanitas. 1628



П. Клаас. Vanitas.

По словам другого свидетеля, мифического доктора Батайля, из отверстий глазниц вырывалось пламя: то красное, то белое, то зеленое и эти три луча были подобны огненным змеям. Помимо огненных свойств череп обладал силой проклятия. Говорил во время огненного ритуала богохульные слова. Действительно, во время казни в 1314 году Яков де Моле проклял трех главных виновников суда над орденом - Папу Климента V, который умер через 40 дней после смерти магистра, а через несколько месяцев скончался от неизвестной страшной болезни и Филипп Красивый, затем ту же судьбу разделили три его сына, которые погибли один за другим в течение 14 лет. В народе их называли «проклятыми королями». Дальнейшее развитие легенды приписывает Якову де Моле пророчество того, что династия французских королей прервется на плахе. И проклятие сбылось: в 1786г. Людовик XVI на масонском собрании был осужден на смерть, и через три года, во время Революции, обезглавлен.


Юриан ван Стрек, ок. 1670. Vanitas



Ж. Линар. Vanitas. 1644

В тибетской традиции по линии Карма Па (черная корона) существовала сложная многоступенчатая медитация на человеческие кости, которые позволяли человеку преодолеть страх смерти, не забывая при этом о бренности жизни. Также в Тибете существовала чаша капала, ритуальный сосуд, сделанный из человеческого черепа. Этот ритуальный объект представлялся как символ сострадания, так как, по образному представлению, кровь всех глубоко чувствующих существ помещалась в него.


Себастьян Боннекруа, Натюрморт с черепом



Похожие публикации