Возрастной состав населения. Возрастная структура населения

Возрастная структура населения скоро станет неблагоприятной

Главная причина идущего с 1993 года сокращения численности населения России – его естественная убыль, т.е. превышение числа смертей над числом рождений. Впервые она была зарегистрирована в 1992 году, а к началу 2012 года совокупная естественная убыль за весь период составила 13,4 млн человек, в том числе с 1993, когда численность населения была максимальной, – 13,2 млн.

В прошлом естественный прирост всегда играл роль главного компонента, обеспечивавшего рост населения России, с середины 1970-х годов определенный вклад в этот рост вносил и миграционный прирост за счет положительного сальдо миграции между Россией и республиками бывшего СССР.

Однако во второй половине 1980-х годов естественный прирост населения быстро сокращался, к началу 1990-х годов сошел на нет и в 1992 году сменился естественной убылью, в то время как положительное сальдо миграции сильно выросло. Сокращение численности населения за 1993-2011 годы на 5,5 млн. человек при естественной убыли 13,2 млн. означает, что на 58% (на 7,7 млн. человек) эта убыль была компенсирована миграционным приростом. Как правило, эта компенсация была лишь частичной, исключение составили, как упоминалось, только 1994, 2009 и 2011 годы, когда миграционный прирост превышал естественную убыль населения (рис. 2).

Рисунок 2. Компоненты прироста (убыли) численности населения России в 1960-2011 годах, тысяч человек

Хотя резкое сокращение естественного прироста населения произошло только в конце 1980-х годов, оно не стало неожиданностью, поскольку было запрограммировано протекавшими долгое время процессами. Прогнозы советского времени предсказывали появление естественной убыли населения России в начале XXI века, на деле это произошло на 10 лет раньше, в начале 1990-х годов, что может быть объяснено как влиянием социально-экономического кризиса тех лет, так и избыточным оптимизмом советских прогнозов. В любом случае, естественная убыль населения России – не случайность, она обусловлена тем режимом воспроизводства населения с низкими уровнями смертности и рождаемости, который сложился в России уже в 1960-е годы. Если в течение некоторого времени естественный прирост еще оставался относительно высоким, то в основном благодаря особенностям возрастной структуры населения, в которой был “накоплен” определенный потенциал демографического роста. Но по мере исчерпания этого потенциала соотношение числа рождений и смертей становилось все менее благоприятным, что и привело, в конечном счете, к появлению «русского креста» - кривые рождаемости и смертности пересеклись, число смертей превысило число рождений (рис. 3).

Рисунок 3. «Русский крест». Число родившихся и умерших в России, 1960-2011 годы, тысяч

Как следует из графика на рис. 3, естественная убыль населения в последние годы сокращается, причем это сокращение иногда рассматривается как долговременная тенденция и истолковывается как достижение проводящейся в стране социально-демографической политики. Как заявил 21 ноября 2012 года в ходе правительственного часа в Госдуме министр труда и социальной защиты населения РФ Максим Топилин, «за последние годы в результате мер, принимаемых Правительством РФ по стимулированию рождаемости и снижению смертности, у нас установился хороший баланс между этими показателями». Он сказал, что «в 2012 году впервые с начала истории наблюдений в России может быть зафиксирован естественный прирост населения».

К сожалению, возможности правительства воздействовать на естественный прирост ограничены, а сокращение естественной убыли, скорее всего, временное.

В самом деле, естественный прирост (убыль) населения зависит от трех факторов: рождаемости, смертности и возрастной структуры населения. Если на два первые фактора действительно можно как-то влиять с помощью тех или иных мер политики (хотя и это – весьма непросто), то третий фактор практически не поддается никакому воздействию. Нынешняя возрастная структура населения России, а в значительной степени и его возрастная структура на ближайшие десятилетия уже сложилась, существенно изменить ее невозможно.

Так как формирование современного возрастного состава населения России в прошлом происходило под влиянием целого ряда пертурбационных факторов, российская возрастная пирамида сильно деформирована, вследствие чего динамика различных половозрастных контингентов имеет нерегулярный, волнообразный характер, «выгодные», с демографической и социально-экономической точек зрения, волны сменяются «невыгодными».

В «нулевые» годы, несмотря на продолжавшуюся убыль населения, изменения половозрастного состава проходили через «выгодную» фазу, страна получала своеобразный «демографический дивиденд», в этот период совпали два демографически выгодных структурных сдвига.

Первый из них был обусловлен увеличением числа рождений в 80-е годы, который объясняет рост числа женщин репродуктивных возрастов в 90-е. Число женщин в возрасте от 15 до 50 лет выросло с 36,3 млн. в 1992 году до 40 млн. в 2002-2003 годах, после чего оно чуть-чуть сократилось, все еще оставаясь очень высоким, более высоким, чем когда-либо в прошлом. Если же взять более узкий диапазон возрастов, вносящих основной вклад в рождаемость, то число женщин в наиболее важных репродуктивных возрастах от 18 до 35 лет между 1999 и 2009 годами выросло более чем на 2 млн., что не могло не внести своего вклада в рост числа рождений, наблюдавшийся после 1999 года. Но сейчас рост численности этой группы женщин в целом уже прекратился и, согласно прогнозу Росстата, нас ожидает ее огромное падение – на 4,7 млн. человек до 2020 года и более чем на 7 млн - до 2025. Несколько более благоприятна динамика числа женщин в возрасте 25-34 года – эта возрастная группа приобретает все большее значение в связи с происходящим сдвигом рождений в более поздние возраста. Однако и ее численность будет быстро падать, хотя пока она еще увеличивается, что немного оттягивает спад числа рождений (рис. 4).

Рисунок 4. Число женщин в возрасте 18-24 и 25-34 года – фактическое и по прогнозу Росстата, млн

Второй сдвиг был связан с тем, что, начиная с 2001 года, 60-летний рубеж переходили малочисленные поколения 1941 и последующих военных лет рождения, вследствие чего число людей в возрасте 60 лет и старше между 2001 и 2006 годами сократилось на 10% (рис. 5). А это, в свою очередь, тормозило рост количества смертей, так как основная масса смертей всегда приходится на пожилые возраста. Но этот период закончился, и теперь число пожилых людей и их доля в населении будут быстро увеличиваться и очень скоро достигнут небывалых для России значений. Соответственно будет расти и число смертей – даже в том случае, если возрастные интенсивности смертности будут снижаться, хотя оснований для больших ожиданий пока нет. Но если такое снижение даже и произойдет, оно затронет, в основном, не старшие возрастные группы.

Рисунок 5. Число (млн. человек) и доля (%) людей в возрасте 60 лет и старше – фактическое и по среднему варианту прогноза Росстата

В условиях, когда число рождений сокращается, а число смертей увеличивается, сближение этих чисел невозможно. Напротив, они будут расходиться, снова увеличивая тем самым сократившийся было раствор «русского креста».

Тем не менее нередко чиновники, интерпретируя вытекающее из особенностей возрастной структуры населения сокращение его естественной убыли как успешный результат проводимой в стране демографической политики, рассматривают его как устойчивую позитивную тенденцию, которая в скором времени приведет к возвращению от отрицательного прироста населения к нулевому, а то и положительному. Насколько вероятно подобное развитие событий?

«Невыгодные» изменения уже сложившейся возрастной структуры отменить невозможно, доподлинно известно, что достаточно скоро действие благоприятных факторов этой структуры сменится действием ее неблагоприятных факторов, вследствие чего естественная убыль населения России уже в начале следующего десятилетия может превысить 500 тысяч человек в год и будет продолжать увеличиваться. Воспрепятствовать этому могут только кардинальные положительные сдвиги в рождаемости и смертности.

Не удивительно поэтому, что в центре внимания оказывается вопрос о том, в какой мере эти процессы поддаются целенаправленному воздействию со стороны общества, какие усилия могут и должны предпринять правительство или другие общественные институты, чтобы изменить ситуацию, насколько эффективными могут быть такие усилия. В той или иной степени эти вопросы поднимались в России на протяжении двух последних десятилетий, не раз принимались различные правительственные документы, делались довольно громкие заявления, в том числе и об успехах тех или иных политических мер. В нашу задачу входит не столько анализ разного рода решений, заявлений и мер, сколько оценка достигнутых результатов, ход демографических процессов как зависящих, так и не зависящих от политических усилий.

Класс: 10

Презентация к уроку






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Методическая цель: показ приемов и методов формирования информационной страноведческой компетенции обучающихся на основе применения инновационных образовательных технологий.

Цели урока

  • Образовательные цели: закрепить понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост. Сформировать представления о видах структуры населения мира, о структуре населения по полу и возрасту. Сформировать представления о географических различиях в структуре населения по полу и возрасту в различных странах и регионах мира. Установить взаимосвязь между уровнем рождаемости и смертности и структурой населения по полу и возрасту в странах различного уровня социально-экономического развития. Продолжить формировать умения выявлять факторы пространственного развития регионов мира. Продолжить развивать умения работы с ИК в программе Exel с целью обработки и анализа статистических данных.
  • Развивающие цели: продолжить совершенствование и систематизацию умений: осмысливать теоретический материал; оперировать имеющимися знаниями; использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации; использовать компьютерные технологий для решения географических задач; развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.
  • Воспитательные цели: продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора; формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение урока: Демонстрационно-компьютерный комплекс. ПК обучающихся. Раздаточный материал. Максаковский В.П. Экономическая социальная география мира. 10-11 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2008. Электронная презентация учебного материала. Карта мира. Атлас 10-11 класс.

Учебные вопросы:

  1. Понятие структуры населения, виды демографических структур.
  2. Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.
  3. Факторы региональных различий.
  4. Типы половозрастных пирамид.

Задание: Тема 3, параграф 2, пункт 1,2, творческие задания.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Рапорт ЗКВ, приветствие. Слайд 1.

Актуализация знаний обучающихся. Активизация учебно-познавательной деятельности. 5 мин

На экране представлены анаграммы из определений прошлых уроков. Слайд 2. Необходимо правильно расставить слова в определении и записать понятия, зашифрованные в анаграмме. Фронтальная работа, определяют понятия. Взаимопроверка. Анализируют результаты работы. Определяют, насколько сложной и почему была работа.

  1. Непрерывная, происходит, рождаемости, результате, в, поколений, совокупность, смертность, процессов, и, которых, смена.
  2. Детей, жителей, рожденных, количество, 1000, на.
  3. Смертности, между, разница, рождаемости, показателем, и.
  4. Прироста, значение, естественного, отрицательное.
  5. Данный, людей, совокупность, планете, в, живущих, момент, на. Слайд 3. Ответы:
  6. Совокупность процессов рождаемости и смертности, в результате которых происходит непрерывная смена поколений (воспроизводство).
  7. Количество рожденных детей на 1000 жителей (рождаемость).
  8. Разница между показателем рождаемости и смертности (естественный прирост).
  9. Отрицательное значение естественного прироста (естественная убыль).
  10. Совокупность людей живущих на планете в данный момент (население).

Мотивация и целеполагание. 2 мин. Подготовка к восприятию материала. Слушают преподавателя. Просматривают видеофрагмент. Слайд 4. В.Познер. Мир, сокращенный до 100 человек. Определяют тему урока. Записывают ее в тетрадь. Слайд 5. Определяют учебные вопросы урока. Знакомятся с планом урока. Слайд 6.

Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков. 24 мин.

Слушают преподавателя. Слайд 7

Понятие структуры населения, виды демографических структур. Знакомятся с понятием структура населения. Записывают виды структур по полу и возрасту. Составляют схему видов структур в тетради.

При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы: дети (0-14 лет); взрослые (15-64 года); пожилые (65 лет и старше).

Слайд 8. Известно, что при рождении на 100 девочек приходится 105-106 мальчиков. Однако, уже к фертильному (детородному) возрасту численность мужчин и женщин выравнивается. Опасные профессии, участие в войнах, вредные привычки - эти факторы приводят к увеличению мужской смертности в старших возрастах. Поэтому в возрастной группе старше 40 лет преобладают женщины. Не забывайте и о том, что женщины отличаются и более выраженным самосохранительным поведением, что связано с заботой о семье и доме, ответственностью за ребенка.

Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.

Слайд 9. Выполняют практическую работу. Знакомятся со статистическим и графическим методом обработки географической информации (Приложение 1) . По статистическим данным (Приложение 2) строят круговые диаграммы, отражающие структуру населения по полу и возрасту в странах мира по вариантам. Определяют тип развития страны по уровню социально-экономического развития. Выявляют взаимосвязь между структурой населения по полу и возрасту и типом развития страны. Выводы записывают в тетрадь.

  • 1 вариант - Япония, Чили, ОАЭ;
  • 2 вариант - Катар, Австрия, Афганистан.

Факторы региональных различий. Слайд 10. Сопоставляют карты на странице 10-11 в атласе. Выявляют группы стран, где преобладают женщины и население более старшего поколения; страны где преобладают трудоспособные с равенством между мужчинами и женщинами; страны, где резко преобладают мужчины, а структура населения отличается молодостью.

Отвечают на вопросы:

  • В странах какого типа и уровня развития преобладают мужчины?
  • Мужчины или женщины преобладают в развитых странах?
  • Какие различия возникают в составе населения по полу в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?

Слайд 11. Выявляют географическую закономерность и записывают ее в тетрадь. В экономически развитых странах преобладают женщины, а в развивающихся странах - мужчины. Женщин больше в странах Европы, СНГ, Северной Америке и Аргентине. Мужчины преобладают в исламских странах Азии и Африки, Китае. В Центральной и Южной Африке, Австралии и Латинской Америке численность мужчин и женщин примерно равная.

Слайд 12. Сопоставляют гистограммы распределения населения стран по возрасту.

  • В странах какого типа и уровня развития преобладают дети и подростки?
  • Люди каких возрастов преобладают в развитых странах?
  • Какие различия возникают в составе населения по возрасту в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?
  • Как связана возрастная структура населения и продолжительность жизни в странах?
  • Как связаны показатели рождаемости и смертности в странах с возрастной структурой населения?

Слайд 13. Выявляют и записывают географическую закономерность: в странах 1 типа воспроизводства преобладает население старших возрастов, а в странах второго типа воспроизводства увеличена доля детей и подростков.

Слайд 14. Знакомятся с понятием демографической нагрузки и ЭАН (экономически активного населения). В мире к экономически активному относится около 45% всего населения, причем в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 48- 50%, а в странах Азии, Африки, Латинской Америки - 35-40%. Это связано с уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения.

Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой. Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах - 45- 50%, в развивающихся - до 100%.

Слайд 15. Работают со статистической таблицей. Заполняют систематизирующую таблицу.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту Показатели Страны, регионы Факторы
Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет
Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое. Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.
Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

Сопоставляют карту рождаемости и смертности с результатами таблицы. Делают вывод о влиянии демографических и социальных процессов на гендерную структур населения мира. Вы воды обсуждают в тетрадь.

1. Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности. В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим "старением" населения в этих странах.

В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%.

2. Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые в разных странах оцениваются по-разному. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.

3. Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн. превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.

Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн.

Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.

Типы половозрастных пирамид. Слайд 16. Знакомятся с понятием половозрастная пирамида. Устанавливают форму пирамид для различного типа стран по уровню социально-экономического развития. Заполняют пропуске в схеме.

Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы. Для каждой страны пирамида имеет свои особенности. В целом для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых). Для пирамиды развивающихся стран, напротив, характерно очень широкое основание и узкий верх. Соотношение мужчин и женщин (левая и правая стороны пирамиды) не имеет столь существенных различий, однако преобладание мужского населения в ранних возрастах, а женского в пожилых - заметно.

В половозрастных пирамидах находят свое отражение и крупные исторические события, оказавшие влияние на изменение численности населения (прежде всего войны).

Повторение и закрепление. Почему во всем мире в структуре населения пожилой возрастной группы преобладают женщины? Преобладание женщин в структуре населения пожилого возраста связано со значительно большей продолжительностью их жизни. Особенно велики различия в развитых странах: здесь средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 72-74 года, у женщин - 78-80 лет.

  1. В чем преимущества и отрицательные стороны высокой доли детей в структуре населения? Преимущество заключается в том, что через определенное время дети пополнят численность экономически активного населения. Отрицательным является тот факт, что большая доля детей увеличивает показатель демографической нагрузки, а для развивающихся стран, для которых характерна такая структура населения, это приводит к продовольственной проблеме, а также к проблеме безработицы.
  2. Почему в арабском мире мужчин больше? Это связано с социальным положением женщины и большим количеством рожденных детей, что ослабляет здоровье и увеличивает женскую смертность.
  3. Почему Китай перешел от формулы "Одна семья - один ребенок" к формуле "Нас двое - нам двоих"? Это связано со старением населения и увеличением демографической нагрузки для суженного поколения китайского населения, рожденного после проведения мер сдерживающей демографической политики. Также среди первых детей увеличена доля мальчиков. Обнаруживается нехватка женского населения в молодых возрастах.

Слайд 18. Проверка тестовых заданий по ключам.

Ключи к тесту: 1-А, 2-А, 3-Г, 4-В, 5-А, 6-Б, 7-Г, 8-Б.

Подведение итогов урока.

Рефлексия. Обучающиеся отвечают на вопросы.

Что нового вы сегодня узнали о мире? Что было наиболее интересным на уроке? Что вызвало затруднения? Почему?

Выставление оценок. Обучающиеся слушают оценки за урок с комментария ми преподавателя. Получают задание на самоподготовку и пояснения к заданию. Тема 3, параграф 2, пункт 1.2. Индивидуальные сообщения и презентации по желанию.

* Краткие сообщения и презентации (по выбору) на темы:

"Символы мировых религий",

"Культура народа мира" (на примере одного народа по выбору - ирландцы, французы, поляки, инки, зулу, масаи, берберы, австралийцы).

Литература.

  1. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия - М.: 2003 / www. KM. ru
  2. География 6-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. М.: 2003.
  3. География. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 2004
  4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных школ - М.: Просвещение, 2001

У меня прямо под окнами квартиры находится детский сад. Собираясь утром на работу, вижу, как мамочки ведут своих деток в группы. Мне кажется, что в нашем районе пора уже строить новый садик, так как мест уже не хватает. Конечно, это очень хорошо, город начинает расти.

Что такое естественный прирост населения

В каждом уголке нашей страны, да и, в целом, в мире ведется различная статистика. Специалисты постоянно наблюдают за уровнем рождаемости и смертности. Из этих данных можно понять, каким образом меняется численность населения. Об этом говорит естественный прирост. Для его расчета от числа родившихся людей отнимают число умерших. Чтобы получить более точные данные, используется коэффициент естественного прироста населения. Подсчеты ведутся, как правило, за один календарный год на 1000 жителей.


Если показатель имеет положительное значение, то это говорит о том, что уровень рождаемости превышает смертность, и население постепенно растет. Отрицательное его значение говорит об обратном. В таких случаях, если ничего не будет предпринято, население будет стремительно сокращаться.

Какая связь между возрастом и рождаемостью

Помимо того, что в каком-то городе живет больше женщин или больше мужчин, все население делят на три возрастные группы:

  • дети;
  • взрослые;
  • пожилые.

К детям относится население, возраст которого не старше 14 лет, а к взрослым - от 15 до 64 лет. Последнюю группу составляют люди пенсионного возраста - от 65 лет. В разных странах количество населения в этих группах может существенно отличаться. Конечно же, от этого многое зависит.


Показатель естественного прироста тесно взаимосвязан с возрастной структурой населения. Из некоторых регионов молодежь уезжает, остаются только люди старшего возраста и дети. Из-за этого рождаемость сокращается, ну, а смертность не стоит на месте. Чаще всего такая картина наблюдается в селах и деревнях. В крупных городах, где численность взрослого населения довольно большая, на показатель естественного прироста начинают влиять уже другие факторы.

В целом мальчиков рождается больше (примерно 106 мальчиков на 100 девочек), к 25-30 годам количество женщин и мужчин сравнивается (многие представители сильного пола гибнут вследствие несчастных случаев, злоупотребления алкоголем и т. д.), в старшем возрасте преобладают женщины (у них дольше продолжительность жизни).

Для России характерен современный тип воспроизводства населения: невысокие показатели рождаемости, смертности, низкий естественный прирост, относительно высокая продолжительность жизни, незначительная доля детей в структуре населения. Для традиционного типа воспроизводства населения характерны высокие показатели рождаемости, естественного прироста, высокая доля детей в структуре населения. Внизу приведены примеры половозрастной пирамиды традиционного типа воспроизводства населения (Индия) и современного (Италия). У Италии схожие с Россией демографические показатели (рис. 2).

Рис. 2. Половозрастные пирамиды Индии и Италии ()

По данным переписи населения 2010 года в России 54% женщин и 46% мужчин. Перевес женщин в структуре населения связан с их большей продолжительностью жизни, спецификой работы, генетикой, образом жизни.

Важным показателем, характеризующим население, является показатель средней продолжительности жизни. У россиян показатель средней продолжительности жизни невелик, около 70 лет (у женщин - 73 года, у мужчин - 65 лет). Для сравнения в Японии, Монако, Швейцарии люди в среднем живут 90 лет.

Важней задачей государства и всего общества является уменьшение младенческой смертности и сохранение жизни детям (рис. 3).

Рис. 3. Перинатальный центр в Хабаровске ()

Факторы, влияющие на продолжительность жизни:

  1. Образ жизни
  2. Экологический фактор
  3. Наследственность
  4. Качество оказания медицинской помощи и других услуг населению

По сути все, что нас окружает, может повлиять на продолжительность жизни человека: работа, наличие свободного времени, психическое состояние, климат, самообразование, семья и пр. К сожалению, в отличие от развитых стран, у жителей России в меньшей степени сформированы традиции здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью (рис. 4).

Рис. 4. Здоровый образ жизни ()

В целом, в большинстве регионов России в структуре населения преобладают женщины (особенно в европейской части России). В процентном соотношении мужчин больше в восточных и северных регионах России. Это связано с тем, что условия там очень сложные, и для работы требуется мужская сила и выносливость. Северные регионы - это районы нового освоения, и мужчины едут туда работать.

Для определения возрастного состава население делят на три части:

  1. Дети и подростки до 16 лет (моложе трудоспособного возраста) - 16%
  2. Население трудоспособного возраста (от 16 до 59 лет включительно у мужчин и от 16 до 54 лет включительно у женщин) - 62%
  3. Население старше трудоспособного возраста (от 60 лет у мужчин и от 55 лет у женщин) - 22%

Рис. 5. Как меняется возрастной состав населения России ()

Рис. 6. Соотношение пенсионеров и трудоспособных граждан ()

Список литературы

Основная

  1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.
  2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.
  3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.
  4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.
  2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.
  3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. - 64 с.
  4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.
  1. Федеральный институт педагогических измерений ().
  2. Русское географическое общество ().
  3. Geografia.ru ().
  4. Википедия ().
  5. Википедия ().
  6. Федеральная служба государственной статистики ().
  7. Демоскоп Weekly ().

Домашнее задание

Параграф 45, 46.

  1. Расскажите о возрастном составе населения России.

ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ, распределение нас. по возрастным группам и возрастным контингентам в целях изучения демографич. и социально-экон. процессов. Характеризуя соотношение возрастных групп, В. с. н. позволяет дать им сравнит. оценку во взаимосвязи с демографич., социальными и экон. характеристиками нас., выделить общее и особенное в их развитии. В возрастной структуре население, как правило, распределяется по одногодичным или 5-летним возрастным группам. Однако для оценки общих структурных сдвигов применяют и укрупнённое распределение на три возрастные группы: 0-14 лет, 15-59 лет, 60 лет и старше. Из за различий в социальных и демографич. функциях элементов В. с. н. у мужчин и у женщин она часто рассматривается вместе со структурой нас. по полу как возрастно-половая структура. Как объект исследования В. с. н. претерпела определ. эволюцию, в к-рой можно выделить: а) статистич. описание отд. возрастных групп и их соотношений, а также и В. с. н. в целом безотносительно к формирующим ее компонентам; б) изучение закономерностей формирования В. с. н. и ее роли как фактора демографич. роста; в) анализ B.C. н. во взаимосвязях с экон. и социальными процессами. Длит. время центр. место в демографич. анализе занимало статистич. описание возрастных групп и их соотношений. Важным позитивным результатом, полученным на этапе статистич. описания В. с. н, было установление факта старения нас., свидетельством к-рого является увеличение доли старших и сокращение доли младших возрастных групп в общей числ. нас. экономически развитых стран.

С демографич. точки зрения В. с. н. - результат эволюции режима воспроизводства населения в прошлом и в то же время самостоят. компонент будущего демографич. развития. Это определило возникновение примерно с сер. 20 в. раздела демографич. анализа, рассматривающего изменения в возрастной структуре как элемент изменений в процессе воспроизводства населения, что позволяет понять не только закономерности формирования самой В. с. н., но и лучше осмыслить внутр. закономерности роста нас.

Сложившийся к сер. 20 в. режим воспроиз-ва нас. в экономически развитых странах характеризуется сравнительно низкой рождаемостью и соотв. малым числом детей, а в развивающихся странах - сравнительно высокой рождаемостью и большим числом детей. В этих условиях В. с. н.- важный фактор роста нас., оценка к-рого выражается в потенциале прироста населения. Данный показатель, предложенный в 1945 П. Вен саном (), характеризует степень прироста теоретического стабильного нас. за счёт исходной возрастной структуры, при условии неизменности его режима воспроиз-ва.

Для реального нас. представляет интерес также разложение коэфф. естеств. прироста r на две составляющие: обусловленную воздействием возрастной структуры r 1 и обусловленную интенсивностью режима воспроиз-ва нас. 2. По методике С. Престона (1970, США):

r 1 = (1+1/R 0)/2*+; r 2 = (1-1/R 0)/2*,

где n и m - коэфф. рождаемости н смертности реального нас., n 5 и m 5 - соответствующие показатели для стационарного нас., R 0 - нетто-коэфф. воспроиз-ва. Величина коэфф. естеств. прироста, напр. нас. СССР в 1970, почти на 80% была обусловлена влиянием возрастной структуры и лишь на 20% - воздействием интенсивности рождаемости и смертности.

В нач. 20 в. швед, демограф Г. Сундберг выделил три осн. типа В. с. н. (см. рис. 1 статьи "Возрастная структура населения"): прогрессивный, с большой долей детей в общей численности населения, которой соответствует высокий показатель естественного прироста; стационарный, с почти уравновешенной долей детских и старческих возрастных групп [в нас. с такой структурой естеств. прирост очень невелик или находится на неизменном (стационарном) уровне]; ре грессивный, со сравнительно большой долей пожилых и старых людей, к-рой соответствует суженное воспроиз-во нас. Такое выделение типов В. с. н. широко распространено в демографии, однако оно основано на обобщении эмпирич. материала и четкие количественные критерии подразделения на типы отсутствуют. В сов. демографич. лит-ре разработана классификация В. с. н. по зонам концентрации на поле треугольной диаграммы, показывающая одновременно соотношение в нас. трёх крупных возрастных групп - 0- 14 лет, 15-59 лет и 60 лет и старше и позволяющая комплексно оценивать

В. с. н. (см. рис. 1). Графически В. с. н. изображается возрастной пирамидой: по горизонтали откладываются пропорциональные численности (доли) отд. возрастных групп, а по вертикали - возраст (см. рис. 2).

Важное место в анализе В. с. н. занимают вопросы её оценки. В 1891 англ. статистик У. Огль предложил установить в качестве стандарта при разд. сравнениях В. с. н. Швеции по переписи 1890. Позднее в качестве стандарта применялась ср. В. с. н. 17 европ. стран по переписям 1900 или ближайших лет. К числу первых сводных показателей оценки возрастной структуры относится "единый численный индекс распределения нас.", предложенный Р. Пирлом в 1920 и оценивающий степень отклонения возрастной структуры реального нас. от такого стандарта. В 30-х гг. Ю. А. Корчак-Чепурковским был предложен индекс наклона возрастной пирамиды, характеризующий угол наклона рёбер возрастной пирамиды к её основанию. Чем меньше по абс. величине индекс наклона, тем ближе контур пирамиды к прямому углу, и, следовательно, меньше превышение числа детей над числом взрослых. Показатели Пирла и Корчак-Чепурковского оценивают В. с. н. комплексно, однако без вычленения факторов, её формирующих. Поэтому они не выражают влияния структурного фактора как самостоят, компонента воспроиз-ва нас.

Помимо указанных показателей, в сов. демографии применяются также показатели инстабильности (С. И. Пирожков), характеризующие степень отличия реальной В. с. н. от возрастной структуры стабильного населения, имеющего те же параметры режима воспроиз-ва.

Простейший из таких показателей имеет вид:

где С r (х) - накопленные доли 5-летних (или одногодичных) возрастных групп реального нас. в момент t, С 5 (х) - доли 5-летних (однолетних) возрастных групп стабильного нас., вычисленного на основе режима воспроиз-ва в момент t; n - число возрастных групп.

Как показывает формула, Ψ t - простая (невзвешенная) средняя квадратическая из отклонений долей отд. возрастных групп реального и стабильного нас., отвечающего режиму воспроиз-ва в нек-рый календарный момент t. Ψ t будет тем больше по абс. величине, чем сильнее выражена инстабильность. При отсутствии инстабильности (т. е. если возрастные структуры реального и стабильного нас. совпадают) Ψ t = 0. Инстабильность В. с. н. изменяется во времени, интенсивность процесса её изменения в момент t можно измерить коэфф. инстабильности:

На основе коэфф. инстабильносги легко получить индекс инсгабильности:

I t = k t /k t-i , где i=1,2....

Индекс инстабильности даст возможность выяснить направленность изменений - уменьшение или увеличение её на этапе демографич. развития в интервале времени (t -i), t. Если I t >l, то существует тенденция роста инстабильности; при I t t = 1 остаётся неизменной.

Логич. анализ коэфф. инстабильности показывает, что при k t = 0 возрастные структуры реального нас. и стабильного нас., соответствующего его режиму воспроиз-ва в момент t, совпадают. Это означает, что инстабильность отсутствует и возрастная структура реального нас. сформировалась исключительно под влиянием внутр. компонентов режима воспроиз-ва. Возрастная структура и режим воспроиз-ва в этом случае находятся в эндогенных взаимосвязях по отношению друг к другу. В действительности этого почти никогда не происходит. Если k t отличен от нуля, то существует инстабильность и её величина характеризует степень воздействия внеш. фактора на В. с. н. и его воспроиз-во.

Корчак-Чепурковскпй Ю. А., Избранные демографич. исследования, М. 1970; Пирожков С. И., Демографич. процессы и возрастная структура нас., М. 1976; Пресса Р., Народонаселение п его изучение (Демографич. анализ), пер. с франц., [М.], 1966.

С. И. Пирожков.


Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Главный редактор Д.И. Валентей . 1985 .

Смотреть что такое "ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ" в других словарях:

    возрастная структура населения - соотношение численности разных возрастных групп населения. Зависит от уровней рождаемости и смертности, продолжительности жизни людей. В 1990 население в возрасте до 15 лет составляло (в мире) 32%, 15 64 лет 62%, 65 лет и старше 6%. * * *… … Энциклопедический словарь

    Возрастная структура населения - (population, age structure of), распределение нас. по возрастным группам. В.с.н. как совокупный рез т рождаемости, смертности и миграции важна для изучения демограф, и социально эконом. процессов. Графически В.с.н. изображается возрастной… … Народы и культуры

    возрастная структура населения - распределение численности населения по возрастным группам … Большой медицинский словарь

    возрастная структура населения прогрессивная - (син. прогрессивный тип населения) В. с. н.. в которой доля населения в возрасте до 14 лет превышает долю населения в возрасте 50 лет и старше, что обеспечивает возможность численного роста населения … Большой медицинский словарь

    возрастная структура населения стационарная - (син. стационарный тип населения) В. с. н., в котором доля населения в возрасте до 14 лет равна доле населения в возрасте 50 лет и старше; определяет стабилизацию численности населения … Большой медицинский словарь

    возрастная структура населения регрессивная - (син. регрессивный тип населения) В. с. н., при которой доля лиц в возрасте 50 лет и старше превышает долю населения в возрасте до 14 лет; представляет угрозу сокращения в будущем численности населения … Большой медицинский словарь учёт населения - в Российской Федерации, регулярный сбор сведений об изменениях в численности и возрастно половой структуре населения путём регистрации рождений, смертей, браков и разводов; регистрация миграции; ведение списков населения в домовых книгах в… … Энциклопедический словарь

    СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПOЛУ, половой состав нас., половая структура нас., распределение нас. на людей муж. и жен. пола. Измеряется обычно процентом мужчин и женщин в нас. или его группах, или числом мужчин, приходящихся на 100 (или 1000) женщин.… … Демографический энциклопедический словарь



Похожие публикации