Богородичен это какая молитва. Богородичен, или Богородичное правило: полный текст молитвы, правила чтения

Превеликую пользу получает христианин, молясь каноны. Они духовно просвещают верующего человека, открывают ему высоту богословия. Духоносные авторы запечатлели в каждом каноне неисчерпаемые сокровища христианской веры. Тот, кто со вниманием молится каноны, постоянно черпает из них все новые и новые Божественные истины, относящиеся к нашему вечному спасению. Безмерную глубину и широту Божией любви к людям, священную историю Ветхозаветной и Новозаветной Церкви, высокие образцы христианской нравственности и многие другие душеспасительные назидания христианин узнает через каноны. Эти священные песнопения дают молящимся умиление и кротость, прогоняют уныние, печаль, малодушие, искореняют греховные помыслы, рассеивают сомнения, утверждают в вере, наполняют сердца радостью о Господе.

Чтобы святые каноны стали вожделенной духовной пищей для души, необходимо очистить себя от греховной скверны постом, молитвой, слезным сокрушением о грехах, святым . Есть верующие, которые молятся только (в надежде иметь удачи во временной жизни), преподобному (об избавлении от вечной муки умерших без покаяния), а также каноны: общий за умерших и за единоумершего (единоумершую). Остальные же каноны их мало интересуют. Такое отношение к святым канонам неправильно . Можно не достигнуть желанной цели в своей молитве, если пренебрегать канонами Пресвятой Троице, Господу нашему Исусу Христу, Пресвятой Богородице, ангелам, святым угодникам Божиим, праздникам церковным и т. д. Кто с усердием молится каноны, щедро получает Небесные милости, приобщаясь к богослужебной жизни Святой Церкви. Его жизнь начинает протекать по церковному руслу, ведущему к Горнему миру. За него непрестанно возносят молитвы перед Богом святые, с которыми он вступает в тесное молитвенное общение.

Если вначале вам будет совсем непонятно содержание церковно-славянского текста, то по этой причине не следует оставлять чтение канонов. Наоборот, необходимо чаще и усерднее молиться каноны, и Господь будет неотступным Помощником в вашем благом делании. Бог ответит на вашу молитву, если она искренняя и горячая, исходит из глубины сердца, даже тогда, когда вы еще не понимаете ее славянского выражения. Нужно только иметь желание осмысливать текст, переводить его с помощью церковно-славянского словаря, размышлять о содержании. Со временем у вас появятся радость и умиление душевное от молитвы; казавшиеся ранее непривычными слова постепенно станут сладчайшей Божественной трапезой в вашей духовной жизни. Перед молитвенным чтением канонов необходимо ознакомиться со всеми пояснениями, указаниями и сносками, относящимися к уставному порядку. Кто даже впервые приступает к молению канонов, без всяких затруднений сможет выяснить их последовательность. Начинающим полезно предварительно несколько раз прочитать вслух не спеша непривычный славянский текст. Старайтесь постоянно обогащать свою память священным содержанием канонов.

Краткое объяснение терминов и сокращений, относящихся к канонам и молитвам

Все каноны в разделе изложены применительно к домашней молитве без священника, а поэтому не публикуется текст Евангелия и других молитв священника.

Слава — где написано «Слава », то нужно читать: слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

И ныне — где написано «И ныне », то нужно читать: и ныне и присно и во́ веки веко́м, аминь.

Поклон — всегда, когда в скобках указано «поклон », то полагаем на себя крестное знамение и совершаем наклонение головы до уровня пояса.

Тропарь — особая песнь, читаемая перед каноном, которая в кратких словах содержит или хвалу святому, или раскрывает величие и образ его духовного состояния, или сжатое описание его жития.

Кондак — читается по 6-й песне канона и содержит краткую похвалу святому или краткое повествование о священном событии праздника.

Икос — особое песнопение после кондака, кратко характеризующее праздник или святого.

Седален — читается по 3-й песне канона и содержит краткую похвалу святому или празднику.

Ирмос — в каждой песне канона первый стих, который поется особым напевом. По содержанию раскрывает различные моменты Ветхозаветной Церковной истории, а также умилительные прошения к Вседержителю и святым.

Запев — перед каждым стихом в песне канона краткое молитвенное обращение к тому святому, которому читается канон. Например: «Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас ». Где в канонах написано: «Запев », то нужно читать слова запева, помещенные после ирмоса первой песни.

Богородичен — в каждом каноне последний стих каждой песни канона посвящен Богородице. В некоторых канонах Спасителю тоже имеется «Богородичен ».

Катавасия — в молебных канонах поется после каждой песни, как усиленная молитва-прошение к святому, которому читается канон.

Задостоиник — после 9-й песни канона молитва к Пресвятой Богородице с прошением принять наше духовное делание.

Начало общее всем канонам

Малый, семипоклонный начал. Совершается всегда в начале и в конце церковных и домашних молитв.



Досто́йно есть , я́ко вои́стину блажи́ти Тя́ Богоро́дице, при́сно блаже́нную и пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем (земной поклон).

С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя́тому Ду́ху (поклон).
И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).
Г о́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

Г о́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щего Креста́, и свята́го а́нгела моего́ храни́теля, и все́х ра́ди святы́х, поми́луй и спаси́ мя́, я́ко Бла́г и Человеколю́бец, ами́нь (земной поклон без кре́стнаго зна́мения).

Б о́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному (поклон).
С озда́выи мя́, Го́споди, и поми́луй мя́ (поклон).
Б ез числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя́ гре́шнаго (поклон).

По обычнем начале мирянин глаголет:

З а моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. А ми́нь (поклон).

Святы́и Бо́же , Святы́и Кре́пкии, Свя-ты́и Безсме́ртныи, поми́луй нас (трижды, с поклонами). С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя-то́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки ве-ко́м, ами́нь. П ресвята́я Тро́ице, поми́луй нас. Го-́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, про-сти́ беззако́ния на́ша; Святы́и, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша; и́мене Твоего́ ра-́ди. Г о́споди поми́луй (трижды). Слава, и ныне.

Отче наш , Иже еси́ на́ небесех. Да свя-ти́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И остави́ нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́-шим. И не введи́ нас во искуше́ние. Но изба́ви нас от лука́ваго.

Г о́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. А ми́нь. (поклон).

П рииди́те, поклони́мся Царе́ви на́ше-му Бо́гу (поклон).

П рииди́те, поклони́мся Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).

П рииди́те, поклони́мся и припаде́м к Самому́ Го́споду Ису́су Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).

Псалом 142. Г о́споди, услы́ши моли́-тву мою́, внуши́ моле́ние мое́ во и́стине Твое́й, услы́ши мя в пра́вде Твое́й. И не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю всяк живы́и. Я́ко погна́ враг ду́шу мою́, и смири́л есть в зем-ли́ живо́т мой. Посади́л мя есть в те́мных, я́ко ме́ртвыя ве́ку, и уны́ во мне дух мой, во мне смути́ся се́рдце мое́. Помяну́х дни дре́вния, поучи́хся во всех де́лех Твои́х, и в де́лех ру́ку Твое́ю поуча́хся. Возде́х к Тебе́ ру́це мои́. Душа́ моя́, я́ко земля́ безво́д-ная Тебе́. Ско́ро услы́ши мя Го́споди, исчезе́ дух мой. Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́, и уподо́блюся низходя́щим в ров. Слы́шану сотвори́ мне зау́тра ми́лость Твою́, я́ко на Тя упова́х. Скажи́ мне Го́споди путь, вонь же пойду́, я́ко к Тебе́ взях ду́шу мою́. Изми́ мя от враг мои́х Го-́споди, к Тебе́ прибего́х. Научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой. Дух Твой благи́и наста́вит мя на́ землю пра́-ву. И́мене Твоего́ ра́ди, Го́споди живи́ши мя, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от печа́-ли ду́шу мою́. И ми́лостию Твое́ю потреби́ши враги́ моя́, и погуби́ши вся стужа́ющия души́ мое́й, я́ко аз раб Твой есмь.

Слава, и ныне. А ллилу́ия, Аллилу́ия, сла́ва Тебе́, Бо́же (трижды, с поклонами). Г о́споди поми́луй (12 раз). Слава, и ныне.

Б ог Госпо́дь и яви́ся нам, благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне.

Стих 1: И спове́дайтеся Го́сподеви я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́.

Стих 2: О быше́дше обыдо́ша мя, и и́ме-нем Госпо́дним противля́хся им.

Стих 3: Н е умру́, но жив бу́ду и пове́м де́ла Госпо́дня.

Стих 4: К а́мень, Его́ же небрего́ша зи́ждущии, Сей бысть во главу́ у́глу, о́т Господа бысть Сей, и есть ди́вна во о́чию на́шею (после каждого стиха глаголем: Бог Го-спо́дь).

Начало канонов одинаково до Бог Господь и стихов 1-4 включительно, а далее порядок таков: читаются тропари канонов, псалом 50 и начинается канон (один или несколько).

Часто усердные христиане одновременно молятся не один, а два или больше канонов. Обычно это каноны Господу Исусу (Господский) и Пресвятой Богородице (Богородичен) или святому. Выбор канонов в домашней молитве — личное дело и усердие каждого верующего, а вот порядок их чтения имеет свои правила. Устав описывает не только порядок чтения канонов, но и тропарей, кондаков и седальнов по 3-й песни к каждому из них.

Порядок чтения канонов

Все каноны различны, но условно их можно разделить на несколько видов:

  1. Господские каноны . Это каноны Господу Исусу (Спасителю), Пресвятой Троице, Кресту и другим Господским праздникам, к которым относят: Пасху Христову, Рожество Христово, Вход Господень во Иерусалим, Преображение Господне, Воздвижение, неделю о Фоме и другие. Обычно в таких канонах запев празднику (например, «Слава Господи, Рождеству Твоему») или «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе».
  2. Богородичные каноны . Это каноны, посвященные Пресвятой Богородице и Богородичным праздникам, таким как: Рожество Богородицы, Благовещение, Успение, явление иконы Казанской и другие. Обычно в таких канонах запев «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».
  3. Каноны святым . Это каноны, посвященные памяти святых.

Каноны по чину :

  1. Спасителю (или Кресту)
  2. Богородице
  3. Архангелы
  4. Ангелы
  5. Святый пророк Иоанн Предотеча, Креститель Господень
  6. Апостолы
  7. Пророки
  8. Священномученики и священноисповедники
  9. Великомученики и мученики
  10. Святители
  11. Преподобные
  12. Христа ради юродивые
  13. Праведные

Устав о тропарях перед каноном

Канон Господский и Богородичен

Когда молишься вместе канон Господу и канон Пресвятой Богородице: тропарь канона Господу (дважды). Слава, и ныне. Тропарь канона Богородице . По третьей песне: кондак и икос канона Богородице. Слава, седален канона Господу. И ныне, седален канона Богородице . По шестой песне: кондак и икос канона Господу. Аще ли поеши два канона: Спасу (или Кресту) и святому (или Ангелу); глаголи тропарь Спасу, дважды. Слава: святому. И ныне: Спасу. Тако же и Богородице со святым .

Канон Господский и святому (Богородичен и святому)

Когда молишься вместе канон Господу и канон святому (или канон Богородице и канон святому): тропарь канона Господу (или канона Богородице) дважды. Слава, тропарь канона святому. И ныне, тропарь канона Господу (или канона Богородице) . По третьей песне: кондак и икос канона святому. Слава, седален канона святому. И ныне, седален канона Господу (или канона Богородице) .
По шестой песне: кондак и икос канона Господу (или канона Богородице) .

Канон Господский, Богородичен и одному или нескольким святым

Когда молишься вместе канон Господу, канон Богородице, один или несколько канонов святым: тропарь канона Господу (дважды), тропари канонов святым (сколько будешь читать канонов). Слава, тропарь святому последнего канона. И ныне, тропарь канона Богородице . По третьей песне: кондак и икос канона Богородице. Кондаки и икосы из канонов святым. Седален канона Господу. Седален из канонов святых (сколько молишься канонов). Слава, седален святому последнего канона. И ныне, седален канона Богородице . По шестой песне: кондак и икос канона Господу. Аще ли случится пети празднику Христо-ву (или Кресту), Богородице и святому ко-ему, то прежде глаголи тропарь празднику, дважды. Таже, Слава: святому. И ныне: Богородице .

Канон Богородичен и одному или нескольким святым

Когда молишься канон Богородице и несколько канонов святым: тропарь канона Богородице (дважды), тропари всех, кроме последнего, канонов святым (сколько молишься канонов). Слава, тропарь святому последнего канона. И ныне, тропарь канона Богородице. (Если канон Богородице содержит два тропаря, тогда на И ныне читают второй тропарь Богородице) . По третьей песне: кондаки и икосы читаем святым по порядку, как молишься каноны. Затем седальны также по порядку. Слава, седален святому последнего канона. Посем, тропарь празднику, Христову или Богородицы, коему изволиши пети, глаголи дважды. Слава, и ныне: паки той же . Аще ли поеши два канона: Христову празднику и Богородицы, то глаголи прежде Христову празднику тропарь дважды. Слава, и ныне: празднику Богородицы .

Порядок чтения катавасии

Когда молишься сразу несколько канонов, то по прочтении каждой песни читаются вместе по порядку катавасии всех канонов и лишь после последней катавасии — Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .

Аще ли Спасу, Богородице, Ангелом и святому: глаголи тропарь Спасу, Ангелом, Слава: святому, И ныне: Богородице (вси по единощи) .

Аще ли поеши единому святому, то гла-голи тропарь святому, дважды. Слава, и ны-не: богородичен воскресен по гласу тропа-ря святаго. И ныне, седален канона Богородице .
По шестой песне: кондак и икос канона Богородице. (Если канон Богородице содержит два кондака, то их читаем по порядку, затем — икос) .

Когда молишься два или несколько канонов святым: дважды тропарь канона первому святому, тропари остальных канонов святым читаем однажды. Слава, тропарь последнего канона. И ныне, богородичен последнего канона . По третьей песне: кондак и икос второго канона, третьего и других по порядку. Седален первого канона и других по порядку. Слава, седален последнего канона. И ныне, богородичен его . По шестой песне: кондак и икос первого канона . Всегда, сколько бы канонов ни молились,— читается или поется только ирмос первого канона. Перед каждым стихом читается запев, который помещен в первой песне каждого канона. Лишь в том каноне, который читается последним— в двух последних стихах говорится — перед предпоследним стихом — Слава , перед последним — И ныне .

После тропарей читается.

Псалом 50. Поми́луй мя, Бо́же , по вели́цей ми́лости Твое́й. И по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́и мя от беззако́ния моего́ и от греха́ моего́ очи́сти мя. Яко беззако́ние мое́ аз зна́ю и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х. Яко да оправди́шися в словесе́х Свои́х и победи́ши внегда́ суди́ти. Се бо в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся. Омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Cлу́xy моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́рзи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Tвоего́ и Ду́хом Влады́чным утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от кро́вий, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Яко а́ще бы восхоте́л же́ртвы, дал бых у́бо; всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу — дух сокруше́н: се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на; и да сози́ждутся сте́ны Иеросали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожига́емая. Тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельца́.

Г о́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. А ми́нь.

И читается канон.

Устав о седальне по 3-й песни канона

Посем канон, ему же изволиши: праздни-ку или святому.

Подобает ведати: аще поеши два или бо-лее канонов, то ирмосы всегда поем только 1-го канона, а прочие ирмосы оставляются.

К первым канонам говорятся к каждому тропарю свои запевы; Слава, и ныне, не говорится, а говорится у последнего канона к последним тропарям; к предпоследнему: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху ; и к последнему: И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь .

Катавасии вси припеваем каждого канона и по поклону полагаем, и после еще поем: Г о́споди, поми́луй (трижды, с поклонами) .

Указ о седальнах, по 3-й песни. Егда поеши канон Спасу, Кресту и Богородице, особь по единому: после Катавасии и Г о-́споди, поми́луй (трижды, с поклонами) : Слава, и ныне : седален (или ипакой), единожды. Аще два седальна имать, то седален, единожды; Слава, и ныне: другии.

Егда же два канона, Спасу (или Кресту) и Богородице: глаголи кондак и икос (младшаго канона) Богородице . Слава : седален Спа-су. И ныне : седален Богородице. Тако же и Богородице со святым (или Ангелом).

Аще Спасу (или Кресту), Богородице, Ангелом и святому: кондак и икос Богородице ; кондак и икос Ангелом ; кондак и икос святому ; седален Спасу; седален Ангелом; Слава: седален святому; И ныне: седален Богородице.

Аще ли святому единому: седален свято-му, единожды; Слава, и ныне : богородичен (иже на ряду).

Устав о кондаках и икосах по 6-й песни канона

По 6-й песни глаголем токмо кондак и икос 1-го (старшаго) канона.

Общий конец всем канонам

Когда молишься несколько канонов, то по окончании их после Трисвятое и по Отче наш, Исусовой молитвы порядок таков:
I. Когда молишься вместе канон Господу и канон Пресвятой Богородице: тропарь канона Господу, тропарь канона Богородице. Слава, кондак канона Господу. И ныне, кондак канона Богородице .
II. Когда молишься вместе канон Господу и канон святому (или канон Богородице и канон святому): тропарь канона Господу (или канона Богородице), тропарь канона святому. Слава, кондак канона святому. И ныне, кондак канона Господу (или канона Богородице) .
III. Когда молишься вместе канон Господу, канон Богородице, один или несколько канонов святым: тропарь канона Господу, тропарь канона Богородице, тропари канонов святым (сколько молишься канонов). Кондак канона Господу, кондаки канонов святым (сколько молишься канонов). Слава, кондак последнему святому. И ныне, кондак Богородице .
IV. Когда молишься канон Богородице и несколько канонов святым: тропарь канона Богородице и тропари канонов святым. Кондаки канонов святым, кроме последнего канона. Слава, кондак последнего канона святому. И ныне, кондак канона Богородице .
V. Когда молишься два или несколько канонов святым: тропари всех канонов святым, кондаки всех канонов святым (подряд). Слава, кондак последнего святого. И ныне, богородичен, написан после тропаря последнего канона святому .
А далее окончание такое же, как, когда молишься один канон: Г осподи помилуй (40) и далее до конца.

По совершении же канонов, задостойник:

По совершении канона (после Катавасии по девятой песне) поем (кто не умеет петь — читает) задостойник:
В ладычице приими молитву раб Своих, и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице, оружие наше и стена. Ты еси заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших. Возвеличим Тя вси пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятыи. (Поклон земной).
Этот задостойник поется всегда, кроме великих праздников Христовых и Богородичных, ибо тогда вместо этого задостойника поется празднику ирмос 9-й песни канона.
Затем читаем Т рисвятое, по О тче наш.
Исусова молитва: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.
1. Когда молишься канон Господу (таков же порядок, когда молишься канон кресту или канон Богородице), то читай тропарь канона. (Если канон имеет два тропаря, то читай оба подряд). Слава, и ныне, кондак канона (если канон имеет два кондака, то читать оба подряд).
2. Когда молишься канон святому, читай тропарь канона. Слава, кондак канона. И ныне, богородичен, который написан после тропаря.
Далее окончание одинаково, независимо от того, кому молишься канон и сколько канонов читается.
Г осподи помйлуй (40) . Слава, и ныне. Ч естнейшую Херувим и славнейшую войстину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую сущую Богородицу Тя величаем (земной поклон) . Г осподи помилуй (дважды с поклонами) , Господи благослови (поклон) . И отпуст, написанный в конце канона (если молиться любой канон в воскресение, то в начале отпуста добавляется два слова: В оскрес из мертвых…. Например: В оскрес из мертвых Господи Исусе Христе, Сыне Божии …). ИСХОДНЫЕ ПОКЛОНЫ (они же и ПРИХОДНЫЕ).

В лады́чице, приими́ моли́тву раб Сво-и́х, и изба́ви нас от вся́кия ну́жди и печа́ли. Ты еси́ Богоро́дице, ору́жие на́ше и стена́, Ты еси́ Засту́пнице, и к Тебе́ при-бега́ем, Тя и ны́не на моли́тву призыва́-ем, да изба́виши ны от враг на́ших. Воз-вели́чим Тя вси Пренепоро́чную Ма́терь Христа́ Бо́га на́шего, Ю́же осени́ Дух Пресвяты́и (поклон до земли) .

Сей задостойник поется всегда, кроме великих (двунадесятых) праздников Христовых и Богородичных, ибо тогда, вместо сего задостойника, поется ирмос 9-й пе-сни праздничнаго канона (от дня Праздника и до отдания его).

Посем: Т рисвятое и по О тче наш; И сусова молитва.

Указ о тропарех и кондакох, како глаго-лются по совершении канонов.

Аще канон един Спасу, глаголи: тропарь, Слава, и ныне: кондак .

Аще ли Кресту и Богородице, по едино-му; глаголи, яко же и Спасу единому .

Аще ли Спасу и Богородице, тропарь Спасу и Богородице. Слава: кондак Спасу. И ныне: кондак Богородице. Тако же и Кресту с Богородицею .

Аще ли Спасу и святому, глаголи: тропарь Спасу и святому. Слава: кондак святому. И ныне: кондак Спасу. Тако же и Кресту (или Богородице) по единому со святым (или со Ангелы) .

Аще Спасу (или Кресту), Богородице, Ангелом и святому, глаголи: тропарь Спасу, Богородице, Ангелом и святому. Таже, кон-дак Спасу, Ангелом, Слава: святому, И ныне: Богородице .

Аще святому (или Ангелом) по единому, глаголи: тропарь; Слава: кондак; И ныне: богородичен, по гласу тропаря от воскре-сных. (Ин устав: аще ли в храме Господьском или Богородичном, то покрывай по кондаке святаго, И ныне: кондак храму) .

Посем: Г о́споди, поми́луй (40, с поклона-ми) . Слава, и ныне .

Согласно библейскому учению, уныние и скорбь – это состояния греховного плана. Поскольку человек, впадая в них, перестает представлять собой явление жизни, не излучает энергию жизненную. А ведь сказано: «По свету вашему да будет вам» (апостол Павел).

Потому важно, несмотря на разные ситуации и явления, которые происходят в жизни, даже попав в состояние уныния, стараться как можно скорее из него выйти.

Одним из способов, созданным еще в VIII веке нашей эры Святым Феостириктом, является пение Канона Покаянного ко Господу, Богородице, Ангелу-Хранителю. Об этом речь пойдет в данной статье.

Об авторе канонов

Монах Феостирикт (по другим источниками Феоктирист) жил в VIII веке нашей эры. Он был известным в то время почитателем священных икон и духовным писателем.

Как раз в годы его жизни правил в Греции Константин Копроним. Это был жестокий царь, поскольку период его правления считается временем развития иконоборчества в церкви. Константина Копронима даже сравнивали с языческим императором Диоклетианом, который жестоко издевался над христианами.

Также и этот правитель подвергал монахов за то, что те защищали христианскую веру, оберегали иконы, ужасным пыткам.

Так и Святой Феостирикт не явился исключением: горячей смолой ему были обожжены руки и нос. Других же били камнями.

Каноны

В древних источниках сообщается, что святой часто испытывал состояние уныния из-за постоянного гонения со стороны правителя страны на христиан. Он глубоко переживал постоянно обрушивающиеся нападки.

А потому, будучи человеком глубоко верующим, а также духовным писателем, составил специальные песни-поэмы, которые названы Священными Канонами Покаянными Христу, Богородице, Ангелу-Хранителю. И они помогали монаху уходить прочь от негативного состояния и вновь приходить к радости и умиротворенности.

В настоящее время, верующие, которые применяют Каноны, также ощущают положительный результат относительно своего внутреннего состояния.

Их поют совмещенно "Покаянный Канон Господу, Богородице и Ангелу" или каждый по отдельности. Но это не влияет на смысл и результат.

Называются эти песни так:

  1. Покаянный канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  2. Покаянный канон к Ангелу-Хранителю.
  3. Покаянный канон Иисусу Христу.

О языке песен-канонов

В статье размещен Канон Покаянный Пресвятой Богородице на русском языке. А также к Ангелу-Хранителю и Господу (объясняются на русском).

В храмах они поются на церковно-славянском языке. Но поскольку не все знают и понимают этот язык, песни переведены на русский, чтобы каждый мог четко уяснять смысл.

Также они переведены на другие языки мира, чтобы Каноны могли воспевать иные народности, почитающие православную веру.

Канон покаянный молебный Богородице

Начинается песнь с Тропаря Богородице (4 Глас), в котором говорится о том, что к Царице Небесной усердно обращается человек и перед Нею преклоняется, каясь и взывая о помощи из глубины души своей.

Далее, следует восхваление Богородицы и обещание человека никогда не отступать от Владычицы, поскольку именно Она – защита, опора, поддержка для земных праведников. Только благодаря Ей они свободны до сих пор.

Псалом 50 гласит о взывании к милости Божьей и просьба очистить от греха. Обновить сердце и дух. Наполнить радостью. Просьба помочь открыть уста и восхвалять Господа перед другими людьми, не ведая страха. О готовности жертвовать.

Начинается Канон Покаянный Богородице (на русском языке) с Гласа 8, Песнь 1, с Ирмоса – связующего смыслового звена между Тропарем и Каноном. Песня хвалы Богу.

Припев: просьба к Богородице о спасении от искушений, страстей, напастей и бед. Звучит слава Царице Небесной, что Сына-Спасителя родила. Просьба избавления от бедствий.

Песнь 3. Ирмос: просьба к Господу в утверждении любви человека к Нему.

  • Припев первый: поется о том, что Богородица – Защитница и Покровительница человеческая, Причина всех благ.
  • Припев второй: мольба о помощи к Богородице, чтобы смятение и уныние рассеялось. Называние Ее Родительницей Начальника Тишины.
  • Слава (рекомендуется при этом произносить "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу").
  • И ныне (рекомендуется произносить: "И ныне и присно и во веки веков. Аминь").
  • Далее, просьба спасти от бед рабов Царицы Небесной (людей, почитающих Ее), поскольку к Ней обращаются в молитвах после Бога. Просьба о воззрении Ее на тело и душу человека скорбящего.
  • Тропарь, Глас 2. Название Богородицы Горячим Ходатайством, Стеною неприступною, Источником милости, Прибежищем миру.

Песнь 4. Ирмос: понимание таинства Промысла Господня, прославление Бога.

  • Припев первый: обращение человека к Царице Небесной об успокоении страстей волнения и бури согрешения.
  • Припев второй: просьба к Богородице о милосердии.
  • Припев третий: Благодарственная песнь Богоматери.
  • Слава. Просьба о помощи.
  • И ныне. Благодарность Царице Небесной, что Она Надежда и Утверждение, и Спасения Стена Непоколебимая.

Песнь 5. Ирмос: просьба к Господу-Человеколюбцу о просвещении Повелений Его и Мире.

  • Припев первый: воззвание к Пречистой Богородице наполнить сердце человека радостью и весельем светлым.
  • Припев второй: просьба избавить от бед.
  • Слава. молитва к Богородице рассеять мглу человеческих согрешений.
  • И ныне. Просьба об исцелении.

Песнь 6. Ирмос: молитва к Господу о возвещении печалей человека.

  • Припев первый: просьба к Богородице молить Сына Ее от злодейства врагов избавить человека.
  • Припев второй: обращение к Царице Небесной как Защитнице жизни и Охраны верной, расторгающую искушения, злобу нечистого, отгоняющую в молитве от страстей пагубных избавить человека.
  • Слава. Просьба о спасении от страстей и бед.
  • И ныне. Просьба о спасении от гибельных болезней тела.

Кондак. Глас 6. Обращение к Богородице как к Защите христиан надежной, Ходатайству перед Богом.

Второй кондак. Глас 6. Обращение к Пресвятой как единственной Помощнице и Надежде.

Стихира. Глас 6. Просьба к Богородице не о земном заступничестве, а о Небесном.

Песнь 7. Ирмос: песнь про юношей из Иудеи, которых сожгли за их веру в Троицу.

  • Припев первый: воспевание Спасителя, который пришел на Землю через Чрево Богородицы – Защитницы Мира.
  • Припев второй: обращение к Царице Небесной как к Матери чистой, которая родила Любящего Милосердие, в молитве избавления от согрешений и душевной скверны.
  • Слава. Обращение к Господу, который явил Матерь Свою Сокровищницей спасения и Источником вечности.
  • И ныне. Просьба к Богородице об исцелении душевных и телесных немощей человека.
  • Припев первый: просьба к Царице Небесной не презреть помощи у Нее просящих, превозносящих Ее вовеки.
  • Припев второй: воспевание Богородицы, как Врачевательницы немощей человеческих.
  • Слава. Воспевание Девы, обильно изливающей исцеления тем, кто с Верою воспевает Ее.
  • И ныне. Воспевание Девы, отражающей искушения.

Песнь 9. Ирмос: утверждение о том, что истинно Богородицей исповедуют Матерь Господа.

  • Припев первый: просьба человека к Царице Небесной не отвергать слез его, но стереть их с лица.
  • Припев второй: просьба наполнить сердце Радостью.
  • Припев третий: просьба к Богородице сделаться Пристанищем, Защитой, Стеной непоколебимою, Убежищем, Покровом, Радостью для людей, к Ней прибегающим.
  • Слава. Просьба к Царице Небесной Светом озарения прогнать мрак неведения.
  • И ныне. Просьба об исцелении из немощи во здравие.

Стихиры, Глас 2. Песнь Богородице, восхваление и благодарность. Просьба молиться за спасение людей всех Святых.

Молитва в Покаянном Каноне ко Святой Богородице

После Канона следует Молитва к Царице Небесной. Она состоит из двух частей.

  1. В первой следует обращение-просьба о помощи, утешении, разрешении страданий и бед.
  2. А во второй части сначала идет молитва-ропот, плачь о помощи. Затем восхваление Богородицы, уже радостная просьба о помощи. И в заключении Канона Покаянного Богородице на русском языке звучит «Радуйся!».

Канон покаянный к Ангелу-Хранителю

Начинается с Тропаря, Гласа 6. Обращение к Ангелу Божьему, хранителю святому, утвердить ум человеческий на истинном пути, а душу воспламенить любовью к небесному Отцу.

Слава Отцу, и Сыну, и Духу Святому. И во веки веков. Аминь.

Богородице: просьба к Царице Небесной, Святой Владычице, молить о спасении души человеческой Христа и Ангела. И простить грехи.

Канон. Глас 8. Песнь 1. Ирмос: песнь благодарности Господу, что Он провел народ Свой через воды Красного моря.

  • Припев первый: о милости к Иисусу Христу воспеть песнь и вознести хвалу Ангелу.
  • Припев второй: просьба к Ангелу-Хранителю молить Бога о человеке, что в неразумии и лености пребывает в данный момент. Не оставить его погибающего.
  • Слава. Просьба направить ум правильно, к Господу, и получить прощение грехов, и отвернуться от зла.
  • И ныне. Просьба к Богородице молиться о человеке вместе с Ангелом-Хранителем.

Песнь 3. Ирмос: воззвание, что Господь - Утверждение и Свет.

  • Припев первый: песнь о помышлениях и душе, устремленной к Ангелу-Хранителю. Просьба избавления от напастей вражеских.
  • Припев второй: признание о враге, попирающем и наставляющем исполнять свои желания. Просьба к Ангелу о Защите.
  • Слава. Просьба к Ангелу даровать возможность воспевать песнь Хвалы Богу и Ангелу-Хранителю.
  • И ныне: просьба к Богородице исцелить язвы души и прогнать врагов, борющихся с человеком.

Седален. Глас 2. Воззвания к Ангелу о защите и сохранении от коварных уловок, о направлении к Жизни Небесной, о вразумлении, просвещении и укреплении.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И во веки веков. Аминь.

Богородице: обращение к Пречистой вместе с Ангелом о помощи в избавлении от всякого затруднения, даровании умиления и света душе.

Песнь 4. Ирмос: услышание человеком о Таинстве Промысла Господня. Вразумление дел Его. И прославление Его.

  • Припев первый. Просьба к Ангелу всегда молить Господа о человеке, не оставлять его, мир сохранять и спасение подавать.
  • Припев второй. Молитва к Ангелу, как Заступнику и Хранителю жизни от Бога. Просьба от всяких бед освободить.
  • Слава. Просьба об очищении и избавлении к Ангелу.
  • И ныне: просьба к Богородице об избавлении от бед и затруднений.

Песнь 5. Ирмос: прославление Господа.

  • Припев первый. Песнь к Ангелу-Хранителю молить Господа об избавлении от зол гнетущих.
  • Припев второй: песнь к Ангелу, как Свету сияющему, просветить душу человеку.
  • Слава. Просьба к Ангелу сохранять бодрствование в человеке.
  • И ныне. Просьба к Деве Марии низложить вражеские возношения, а воспевающих Ее - возвеселить.

Песнь 6. Ирмос: о даровании Ризы.

  • Припев первый: молитва к Ангелу о спасении от напастей и печалей.
  • Припев второй: просьба к Хранителю освятить ум и мысли.
  • Слава. Просьба к Ангелу-Хранителю сердце человеческое сохранять от смятения, бодрствующим быть в делах благих и направить к тишине животворящей.
  • И ныне. Песнь восхваления Богородицы.

Кондак. Глас 4. Просьба к Ангелу о милосердии, не отлучении от человека, о просветлении.

Икос. Молитва-просьба к Ангелу-Хранителю о помиловании и сохранении души, о просветлении помыслами добрыми, о низложении злоумышленных против человека врагов, помочь стать ему достойным Царства Небесного.

Песнь 7. Ирмос: о юношах из Иудеи, которые оставались верными Святой Троице. За это были сожжены.

  • Припев первый: просьба к Ангелу о милости, ибо Он заступник, наставник и хранитель жизни человека навеки.
  • Припев второй. Молитва к Ангелу о защите души человеческой от нападений разбойников на пути и направлении ее на Путь покаяния.
  • Слава. Просьба к Ангелу об исцелении посрамленной души человека.
  • И ныне. По молитвам Богородицы, просьба премудростью исполнить и крепостью божественной.

Песнь 8. Ирмос: воспевание Царя Небесного.

  • Припев первый: просьба к Ангелу-Хранителю утвердить жизнь человека и пребывать вовеки с ним.
  • Припев второй: воспевание Ангела – души человеческой наставника и хранителя.
  • Слава. Моление Ангела быть Покровом и Крепостной стеною во времена испытаний.
  • И ныне. Просьба к Богородице быть для человека, верующего в Нее, Помощницей и Тишиной.

Песнь 9. Ирмос: обращение к Господу, которого почитают истинно через Богородицу и с Ангелами величают его.

  • Припев Иисусу: просьба-песнь о помиловании и присоединении человека к сонмам праведников.
  • Припев: просьба к Ангелу-Хранителю о мышлении и творении доброго и полезного, явить силу праведным и непорочным в немощи.
  • Слава. Прошение Ангела молить о человеке Господа и помиловать его.
  • И ныне. Просьба к Деве Марии о молении Ею Сына освободить человека от уз и спасении.

Молитва к Ангелу-Хранителю

Также, как и молитва к Богородице, Покаянный Канон завершающая, так и в конце Канона Покаянного к Ангелу-Хранителю молитва.

В самом ее начале признание, покаяние в грехах человеческих: леность, злой нрав, постыдные дела. Но на то воля человеческая, каждому данная Богом от рождения.

В завершении звучит молитва-просьба о помощи, милосердии, заступничестве против злого противника святыми молитвами ангельскими.

Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу

Начинается с Песни 1. Ирмос: воспевание Богу победной песни, когда по суше прошли израильтяне, а фараоны утонули в море. Просьба о помиловании, покаянная молитва Господу.

  • И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
  • Обращение к Матери Божьей с просьбой избавления от сетей тьмы. И наставления на Путь покаяния.

Песнь 3. Ирмос: хвала Господу святому и милосердному. Покаяние души до суда страшного.

  • Слава. Молитва-покаяние души человека, делами и мыслями оскверненного, жестокосердного.
  • И ныне. Молитва-покаяние и просьба о помиловании Богородице.

Седален. Раскаяние в делах лукавых при мысли о страшном дне, просьба к Господу о помиловании.

  • Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
  • И ныне. Молитва о помощи и спасении к Царице Небесной.

Песнь 4. Ирмос: воспевание Господа Святой Церковью. Путь праведника узок, а сладострастника широк и удобен – призыв оберегаться от второго. Покаяние.

  • Слава. Призыв искать на земле Царства Божьего, нежели богатств материальных, которые тленны.
  • И ныне. Просьба-молитва к Богородице о помиловании, укреплении добродетели, сопровождении до Царства Божьего.

Песнь 5. Ирмос: утренняя молитва-просьба к Господу наполнить душу человека Божественным Светом, Любовью, Светлым стремлением. Покаяние в делах грешных.

  • Слава. Господь принимает грешников раскаявшихся, как блудницу и разбойника в земной жизни.
  • И ныне. Просьба о помощи и очищении души к Матери Божьей.

Песнь 6. Ирмос: воззвание к Господу о спасении от погибели в море житейском, где полно искушений.

  • Слава. Молитва покаяния и милосердия. Просьба о помощи освобождения от греха.
  • И ныне. Просьба к Богородице сохранить от видимого и невидимого зла человека.

Кондак. Обращение к душе согрешившей покаяться перед Господом.

Икос. Просьба к душе о покаянии прежде смерти.

Песнь 7. Ирмос: воспевание печи, сотворенной Ангелом, окропляющей росою святых отроков и Божьим повелением Халдеев, что даже мучитель-царь воскликнул благословение Богу. Воззвание к душе человека не надеяться на тленное богатство и красоту внешнюю.

  • Слава. Призыв душе вспомнить о вечной жизни для праведников и мучениям для недостойных.
  • И ныне. Молитва Матери Божьей о скорой помощи и помиловании.

Песнь 8. Ирмос: превознесение Христа за совершенные Им Святые Дела. Просьба к Господу о покаянии и помиловании.

  • Слава. Вера в Господа и просьба о покаянии прежде смерти.
  • И ныне. Молитва о покаянии к Пречистой Богородице.

Песнь 9. Ирмос: молитва человека к Царице Небесной, Ангелам и Архангелам избавления от муки вечной.

  • Слава. Молитва к святым мученикам, пустынникам, праведникам обратиться к Господу о помиловании человека.
  • И ныне. Просьба к Матери Божьей помолиться о человеке Господу, помиловать его во время суда.

Молитва к Господу Иисусу Христу

Горячая молитва кающегося праведника ко Христу, который Своими страданиями исцелил страсти человеческие, Своими язвами уврачевал язвы человеческие. Просьба даровать благоухание телу Животворящее и усладить душу Честной Кровью, чтобы ушла горечь врагами излитая.

Просьба возвысить ум человеческий к Господнему, отвести от пропасти погибели, даровать покаяние и благодать.

Молитва заканчивается просьбой отыскать человека праведного и приобщить его к пастбищу Господа, к овцам избранного стада.

В заключение

Покаянный Канон к Богородице, Ангелу-Хранителю и Иисусу Христу является достаточно сильной песнью-молитвой. Приобщаться к этой святыне необходимо только с искренними побуждениями в покаянии.

Но каждый, кто когда-либо обращается к Канону Покаянному ко Пресвятой Богородице на русском или церковно-славянском языке – обязательно получает помощь и поддержку.


В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения - например, сокращение «Слава, и ныне:» - есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) - оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

«Слава, и ныне: (либо : «Слава: И ныне:» ) - Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Слава:» - Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

«и ныне:» - И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Внимание! В Псалтири каждая из кафизм - двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения - делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:

(Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Аллилуиа» (Трижды) - Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое . Пресвятая Троице… Отче наш…» - читаются последовательно молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу . (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон) .

Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас , а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу .

Согласно библейскому учению, скорбь и уныние - это результат греховной жизни человека. Впадая в них, душа отпадает от Бога, от источника радости и любви, мира и блага. Но Господь обещал дать человеку по его вере, поэтому вопреки различным ситуациям и явлениям, которые могут происходить в нашей жизни, даже по грехам своим попав под один из смертных грехов - уныние, необходимо стремиться выйти из него как можно скорее, пока эта болезнь не укоренилась и не разрослась в душе.

Одним из способов, который позволяет избегнуть тягостного положения, стало чтение специального правила, которое помогает победить это опасное духовное заболевание. Правило называется Покаянный канон. Он может читаться к Ангелу-Хранителю, который приставлен к человеку и способен по просьбе своего подопечного многое для него сделать, ко Господу и, конечно, к нашей главной Заступнице - Царице Небесной.

История

В VIII веке от Рождества Христова молебный канон Божией Матери был создан святым человеком, духовным писателем по имени Феостирикт (или Феоктист). Это был известный в свое время почитатель священных икон и автор многих духовных текстов.

Тогда в Греции правил император Константин Копроним. Он был жестоким царем, а период его правления является временем появления иконоборчества вдобавок к гонениям на Церковь. Время правления императора Константина Копронима иногда даже сравнивают с периодом властвования языческого правителя Диоклетиана, который бесчеловечно издевался над христианами. Равным образом и данный правитель подвергал монахов за их верность Христу, за то, что те оберегали иконы, ужасающим пыткам.

К несчастью, и Святой Феостирикт не стал исключением: ему были обожжены горячей смолой нос и руки. Остальных побивали камнями. Впрочем, этот святой старец, создатель священных покаянных Канонов ко Господу, Богородице и святым, тем не менее стойко выдержал выпавшие на его долю испытания и в итоге прожил плодотворную долгую жизнь, преставившись в глубоком старчестве.

В древних источниках содержатся сведения, что святой Феостирикт нередко страдал от приступов черного уныния. Оно было связано с постоянными гонениями со стороны императора державы на христиан того времени. Он глубоко переживал за судьбы Церкви Христовой , Его людей, поскольку на них постоянно обрушивались жестокие нападки.

Потому, будучи глубоко верующим человеком и к тому же имея дар духовного писательства, он составил особые гимнографические песни-поэмы, которые получили название Священных Покаянных Канонов ко Христу, Божией Матери, Ангелу-Хранителю. Эти песнопения поддерживали монаха и позволяли побеждать это тягостное состояния и снова обретать мир в своей душе и гармонию в отношениях со Всевышним.

Чтение канона в наши дни

В наши дни верующие, которые читают в особых ситуациях эти каноны святого Феостирикта, равным образом испытывают позитивный результат не только в отношении своего внутреннего состояния, но также отмечают положительные изменения и во внешней, семейной, личной жизни.

Каноны распеваются совместно с другими песнопениями или по отдельности. Главное, чтобы молитва шла от сердца, именно это в итоге сыграет решающую роль.

О языке канона

Изначально, поскольку канон написан греком, он и был создан на родном языке автора - греческом. После нашими предками он был переведен на тогдашний славянский. На этом языке до сих пор в наших современных храмах на нем напечатаны книги, по которым церковнослужители поют молитвы по всем канонам. Для удобства пользования и понимания выпущены новые книги, в которых сохранены все слова молитв, но напечатаны современными буквами.

Это намного облегчило понимание. Собственно, именно этот вариант мы видим практически во всех молитвословах. Поначалу тяжело понимать славянские словесные конструкции, манеру выражения мысли, длинные сложные предложения и проч. Но для христиан, для которых русский язык стал вторым родным, но не был таковым изначально, существуют переводы, где все слова и выражения молитв написаны так, будто их писал современный человек с использованием полностью современной лексики. Такие молитвословы можно купить или услышать , к примеру, на Новом Афоне в Абхазии.

Разумеется, покаянные каноны переведены на все языки мира, чтобы к этому великому наследию возможности исцеления своей души и получения помощи свыше могли приступить и христиане из прочих народностей.

Основные виды молебных песнопений Пресвятой Богородице

Следует отметить, что на сегодняшний момент написано уже довольно значительное количество молебных обращений к Божией Матери, пожалуй, больше, чем кому-либо из святых или даже Господу. Связано это со множеством Ее святых чудотворных икон. Однако в целом все молитвы, как большие, так и малые, разделяют на:

  • молебные,
  • покаянные.

Канон молебный ко Пресвятой Богородице

Больше всего известен молебный канон Божией Матери, который начинается со слов «к Богородице прилежно ныне притецем», текст которого применяется также при пении молебна Божией Матери. Он был написан в XII веке послушником одного из мужских монастырей того времени.

Это молебное песнопение получило свое название в силу исключительно проникновенных песнопевческих стихов, которые способны вызвать у молящегося этими словами каждого христианина состояние, которое евангельски называется «сокрушение сердца», - когда человек не просто признает свое несовершенство, но и начинает скорбеть об этом, что в итоге приводит к тому, что он становится более человечным, добрым, внимательным.

Именно это можно назвать «умягчение злых сердец». Это нужно не для того, чтобы просто сокрушить человека, ослабить его и отнять все его достоинства. А, можно сказать, поменять минус на плюс. Гордость заменить смирением, кротостью и любовью к ближнему - такому же когда-то поврежденному. Зло заменить также любовью и прощением за все причиненные скорби и стать добрее, а значит, сильнее.

Человек добрый и сильный в своем сердце и воле к добру возвращает внутрь себя истинное достоинство своей души. И, что еще важнее, достоинство перед глазами Бога - чтобы тот мог не только по милости давать человеку различные блага, но и по тому, что добрый и любящий человек этого становится просто достоин.

Разумеется, смирение перед Богом (как высшей любовью) позволяет творцу восстановить в нас все поврежденные участки души и дать благодать, которую исправленная душа человеческая будет в состоянии принять в себя. А с возвращением благодати Божией из души человека сами по себе уходят и все зло и посмертные состояния души:

В свое время такое благодатное влияние молебствия стало причиной того, что святые отцы включили канон Богородице перед Причастием - каждый верующий должен был прочесть его, чтобы с верным настроем подойти к принятию в себя Тела и Крови Христовой.

Следует отметить, что на первоначальное его предназначение указывает краткое пояснение, которое говорит о том, что это песнопение также стоит начать читать, когда человека одолевает различная душевная скорбь. Правило спасает от нее и от уныния.

Канон покаянный ко Пресвятой Богородице

Помимо молебного песнопения, в молитвослове для мирян и монахов также часто публикуется и канон покаянный ко Пресвятой Владычице нашей. Христианское православное вероучение говорит о том, что-то, что не в силах простить себе и другим человек, может Бог. А также во все времена, еще со времени своего земного странствования, Матерь Божия могла просить Своего прекрасного Сына о людях, о событиях - обо всем.

И сейчас, когда Она - Царица Неба и земли и имеет благодать от Бога получать все, что попросит, она не забывает нас. Поэтому к Ее покрову и защите от самих себя, от греха и повреждений души прибегают все те, кто осознал в этом необходимость. Теперь она является Помощницей и Покровительницей всех грешных людей.

Именно по этой причине все христиане (и не только) из века в век взывают к Ней в своих прошениях о помощи от последствий своих греховных действий. Прибегание к канонам к Матери Божией, прошениям о ее помощи в замаливании грехопадений - данное песнопение к Пречистой Деве Марии является наиболее доступным средством в достижении этой цели.

Канон Богородице перед причастием

Перед причастием читают совмещенные каноны:

  • Господу Иисусу Христу,
  • Молебный ко Пресвятой Богородице,
  • Ангелу-Хранителю.

От каждого канона взято по одному тропарю (песне). Между песнями поется припев (их несколько, и они меняются в зависимости от места канона). К Божией Матери запев звучит как «Пресвятая Богородица, спаси нас». Как вариант, может быть «Пресвятая Богородице», с буквой «е» в окончании. Это не стоит воспринимать как ошибку, а нужно знать, что сохранен древний вариант произношения, где сохранился звательный падеж, а он имеет окончания -о и -е.

Три канона перед причастием соединяются следующим образом:

Это обычная процедура чтения совмещенных канонов. Но, в любом случае, следует полагаться на составителя молитвослова: в них все обычно все соответствует правилам.

Также можно обратиться за подробными разъяснениями к Богослужебным указаниям или же Типикону - полному уставу Церковной жизни и проведения молитвословий и Богослужений.

Значение канонов ко Пресвятой Богородице

Чтение канонов перед Таинствами исповеди и Причастия - это последовательность просьб ко Господу и Матери Его, чтобы даровали возможность исповедаться, здоровье, чтобы дали сил приступить ко Причастию и очистить душу перед собой и Богом, чтобы Ангел-Хранитель был неотступно рядом и не позволял темным силам нападать, влиять и посылать дурные мысли, не допускал к душе духа уныния и проч., избавил от искушений. Канон перед причащением святых Христовых Таин способен:

  • помочь настроить ум, сердце и душу на общение с Отцом Небесным,
  • придать сил и здоровья сходить на исповедь,
  • освободиться от грехов,
  • дать внутренние возможности для борьбы с ними и со злыми духами.

Ни в коем случае не стоит оправдывать свою лень, давать себе поблажки или обвинять кого-то другого в своих грехах. Скорбь и стыд за свои действия должны быть нелицемерными. Здоровье души сообщит силы и плотской составляющей человека.

Постоянное чтение канона способно на многое:

  • вылечить злобу и гневливость.
  • утихомирить желание ругаться и ссориться,
  • придать хорошее настроение,
  • утолить жадность и подарить желание делиться добром с людьми.

Существует множество примеров, когда после молитвы с людьми происходили самые благоприятные события, получалось то, что раньше было недоступно. Молитва - это дверь в жизнь каждого для разного блага. Господь всегда слышит (даже если не показывает) мольбы грешников, а множество Ангелов, по заверению Христа Иисуса, радуются на небесах и торжествуют, когда кто-то из грешников (а это мы все) приносит Богу покаяние и возносит искренние молитвы.

Чтение канона ко Пресвятой Деве Марии, как и все прочие молитвы, необходимо не спеша, с сердечным вниманием и сокрушением сердца. Имеет большое значение старание осознать значение канона, чтобы через правильный настрой получить благодать Божию.

В основе православного богослужения лежит пресуществление Святых Даров, а также причащение христианами Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, которые являются источником вечной жизни. Православный христианин, желающий причаститься, должен достойно подготовиться к этому таинству. В Священном Писании, в послании коринфянам, апостол Павел предостерегает христиан от недостойного принятия Крови и Тела Христового, а последствиями могут быть многие болезни и даже смерть. (Первое послание к Коринфянам 11:29,30).

Для того чтобы подготовиться к Святому Причастию необходимо выполнить определённые требования. В состав молитвенного правила для подготовки входит «Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу». Вместе с молебным каноном ко Пресвятой Богородице, а также каноном Ангелу Хранителю они составляют трёхканонник. Для упрощения правила три творения свели во единый.

История формирования правила.

На протяжении веков правило ко Святому Причащению постепенно видоизменялось. В V-VI веках каноны читались во время богослужения. Очевидно, со временем объём последования увеличивался и стал занимать много времени. По этой причине молитвенное правило ко Святому Причащению в XI веке уже не читается на богослужении. Христианин, готовясь причаститься Святых Тайн Христовых, должен келейно (дома) вычитать все молитвы, включая покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу.

Структура канона.

Само слово «канон» означает установленное правило. Канон представляет собой гимнографическое поэтическое сочинение, посвящённое Господу Богу, Пресвятой Богородице, ангелам и святым или событиям, с ними происходившими, в честь которых сформировались христианские праздники.

Канон состоит из:
 ирмосов;
 запевов;
 тропарей;
 седальна;
 кондака;
 икоса;
 молитвы.

Канон разделяется на девять песней (по факту их восемь, т. к. вторая пропускается). Каждая песнь начинается с ирмоса.

Ирмосом называется первый из тропарей каждой песни в составе канона, который выполняет связующие функции песнопения.

Затем следует определённое количество тропарей. Перед каждым читаются запевы, они являют собой краткие заглавные молитвенные прошения или прославление Господа. В покаянном каноне читается запев: «Помилуй мя Боже, Помилуй мя». Завершающий тропарь каждой из песней посвящён пресвятой Богородице. Перед предпоследним тропарём читается запев «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а перед последним – «и ныне и присно и во веки веков».

Тропарь в каноне является небольшим поэтическим произведением, следующим после ирмоса. В тропаре прославляется Господь или святой, или повествуются события праздника.

После третей песни читается седален.

Седален означает, что во время его чтения разрешается сидеть для того, чтобы глубже осознать прочитанное.

По окончании шестой песни следует чтение кондака и икоса.

Кондак с греческого переводится, как «домик» и являет собой небольшое песнопение, посвященное Господу, Богородице, ангелам или святым.

Икос с греческого означает «дом». Это песнопение подобно кондаку по смыслу, и по структуре. Разница в том, что, если кондак описывает событие, то икос более широко раскрывает его, и объём его больше.

По окончании девятой песни читается покаянная молитва.

Краткое содержание молитвословий:
В первой песни человек сокрушается в своих грехах, осознавая себя недостойным Божьей милости, просит дать ему больше слёз, чтобы можно было оплакивать свои злодеяния, но вместе с тем дерзает обратиться к Богу. Также человек призывает себя не тратить напрасно время в лености и призывает напутствие Пресвятой Богородицы.
В третьей песни вспоминается Страшный суд и адские мучения. Этим призывается душа к покаянию прежде, чем наступит смертный час, чтобы избежать мук.
Седален наполнен размышлениями о том, как будет трудно предстоять перед престолом Божьим, с каким душевным состоянием.
В четвёртой песни восхваляется Господь и Церковь. Описываются житейские радости и наслаждения, но предупреждается, чтобы человек остерегался этих наслаждений, если хочет обрести Царствие Небесное. Звучит призыв не собирать и не зацикливаться на накопительстве житейских благ, потому что всё превратится в прах.
В пятой песни призывается Божественная благодать. Человек осознаёт, что всеми своими органами он постоянно грешит и спрашивает себя, этого ли он хотел?
В шестой песни звучит прошение вырвать душу из греховного состояния, чтобы прекратились злодеяния, восстала душа, вспоминая свои дела, и с сокрушением поклонилась Творцу.
В кондаке спрашивается у собственной души, зачем она делает то, что хочет дьявол и призывается повернуться к Богу.
Икос призывает покаяться прежде, чем душа войдёт в ад.
В седьмой песне звучит призвание для человека, чтобы он не надеялся на земные богатства, на здоровье тела, силу и красоту. Человек не знает, кому останется его состояние после смерти, а с собой не заберёт. Сила, здоровье и красота со временем исчезают.
В восьмой песне указывается на окаменелость сердца, не имея страха Божьего. Также указывается на то, что все равны перед Судом Бога, не имеет значения ни титул, ни духовный сан, ни возраст.
В девятой песне звучит призыв Пресвятой Богородицы, ангелов и всех угодников Божьих молиться о спасении души.
Завершается канон молитвой ко Господу Иисусу Христу.
В молитве человек осознаёт свои греховные поступки, потому просит Господа простить и исцелить его своими ранами. Несмотря на то, что человек отвернулся от Бога, он просит Господа не отворачиваться от него, помочь ему подняться от греховной бездны, чтобы он смог принести Творцу достойное покаяние. Человек стремится отвернуться от зла и стать наследником Божьего Царства.

Подготовка к Исповеди и Причастию.

Покаянный канон Иисусу Христу настраивает душевное состояние на волну покаяния. Чтобы человек мог осмыслить свои поступки, смог остепениться и обрести спасение.
Приходя к Святому Причастию, необходимо достойно подготовиться и очистить свою душу от грехов. Осуществляется это с помощью покаяния. Канон показывает, с каким состоянием нужно подходить к исповеди. Важно, чтобы это было не просто прочтение текста, а истинное душевное покаяние.

Похожие публикации